Марина Бакулина является Президентом Тюменской Региональной ассоциации детских развивающих центров. Это не единственная ее характеристика. Марина и любящая жена, и прекрасная мама, и вдохновенный педагог, и грамотная бизнесвумен. Остается только догадываться, как она ухитряется находить время на все свои проекты. Сайт «Детки!» обсудил с Мариной Олеговной все важные вопросы, касающиеся воспитания детей, развития талантов, а так же узнал все, что касается деятельности Ассоциации.
Любимое время года – осень
Любимая литература – зарубежная фантастика
Любимое блюдо – рыба
Любимый напиток – кофе
Мечта – построить свою школу.
Любимый отдых – всей семьей на море, или чтение интересной книги с чашечкой кофе.
Марина, расскажите, пожалуйста, немного о себе, о своей семье, о своем образе жизни. Думаю, многим читателям было бы интересно узнать Вас с этой стороны, а не только как руководителя детского развивающего центра.
У нас небольшая семья – я, муж и дочка Есения, ей сейчас 1 год и 8 месяцев. Еще с нами живет попугай, которого зовут Шурик. Основную часть моего времени занимает, конечно же, работа. Это мое самое первое детище, я его уже 8 лет воспитываю и развиваю. Раньше я думала, что работа всегда стоит на первом месте, но с появлением дочки, я стала понимать, что и ее на второе место поставить не могу. Хотя и работа для меня по-прежнему важна. Вот так и приходится постоянно разрываться между семьей и любимой работой, хочется усидеть на двух стульях. Можно сказать, что мне это удается, так как у меня много помощников. Мне помогает моя сестра Ирина, мы с ней вместе занимаемся бизнесом. Я считаю, что она – один из лучших логопедов области, у нее настоящий талант, просто Божий дар, она видит ребенка и его проблемы сразу же. Мы даже забеременели в одно время с ней, только у нее мальчик родился, ему сейчас 1 год и 10 месяцев. Кроме того, мне очень помогает Евгения, она наш любимый управляющий, которая у нас тоже на подхвате, у нее ожидается пополнение скоро. В общем, это мои главные помощники, они помогают мне справляться и с плохим настроением, и с неудачами на работе. И, конечно же, меня очень поддерживает мой любимый муж. Он старше меня, у нас разница 11 лет, и он для меня главный наставник, помощник в интеллектуальном плане. Мне часто задают вопрос: «Как Вы открывали бизнес, Вам кто-то дал необходимую сумму?». Я всегда отвечаю, что денег мне никто не давал, решение открыть свое дело было полностью на мне. Все достижения даются мне только собственным трудом. Мой муж сказал мне сразу же, что свой бизнес – это очень серьезно, и относиться к этому надо не как к развлечению или хобби. Мне очень повезло, потому что у меня есть возможность совмещать воспитание дочки и работу. Конечно, в этом есть и свои минусы, так как рядом со своим ребенком я могу думать только о ней, но в целом, мое увлечение детьми позволяет успешно совмещать воспитание и работу.
А как вообще у вас родилась идея открыть детский развивающий центр?
Все началось в 2004 году, когда я решила открыть блинную. Я тщательно проработала эту идею, даже нашла шеф-повара, который составил очень интересное меню. Но этой идее не суждено было воплотиться в жизнь, так как у меня банально не хватило денег на оборудование. И тогда мы собрались всей семьей, с мамой, папой, Ириной и думали, какой бизнес можно открыть на ту сумму, которую банк мне дает якобы на ремонт квартиры, потому что индивидуальным предпринимателям тогда было очень трудно взять кредит. Родители в тот момент сказали нам с сестрой, чтобы мы занимались тем, что мы умеем и любим делать. Все шло к открытию развивающего детского центра, так как Ирина по образованию логопед, а я учитель русского языка и литературы. Мы решили, что таких центров в городе еще нет, и открыли один из первых частных детских садов, работающих по методике Зайцева. Раньше по методикам работали только муниципальные организации. Кроме того, я 5 лет отработала в «Ребячьей республике» и на телевидении вела эфиры, посвященные детям. Одним словом, все складывалось так, чтобы я открыла развивающий детский центр.
Сейчас вы возглавляете Тюменскую региональную ассоциацию, расскажите, пожалуйста, про эту деятельность. Какая цель у ассоциации, для чего она создана, какие есть члены ассоциации, и какие достижения уже имеются на данный момент.
Идея создания Ассоциации была навеяна опытом работы в сфере частного дошкольного образования. До этого руководители частных детских садов были вынуждены прибегать чуть ли не к шпионским методам, чтобы узнать, какие методики используются в садах-конкурентах. Многие представлялись мамочками, которые выбирают детский сад для ребенка. Но не смотря на конкуренцию, у многих руководителей были схожие проблемы, связанные с ведением бизнеса – не было законодательства, которое регламентировало бы образовательную деятельность, не было санпинов, были сложности с контролирующими органами, так как наша деятельность не подходила к категории обычных детских садов и такого понятия как «Детский развивающий центр» не существовало. Поэтому в 2008 году мы решили создать Тюменскую региональную ассоциацию детских развивающих центров, чтобы коллективно решать все актуальные вопросы. Первая встреча была довольно масштабной – на ней присутствовали около 30 руководителей. Тогда мы поняли, что сообща решать проблемы будет гораздо проще. В то время это был не организованный рынок, он нуждался в том, чтобы его сделать более цивилизованным. Основная цель работы Ассоциации – довести все развивающие центры до соответствующего уровня, чтобы родителям не было страшно вести в них своих детей. Мы выдает сертификат члена Ассоциации, который свидетельствует, что в этом учреждении все в порядке с контролирующими органами, даже в том случае, когда детский сад не получил лицензию. Многие родители интересуются документацией, а наш сертификат показывает, что в это учреждение приходили и пожарные, и СЭС, и наша комиссия, которая внимательно изучила место, в котором будут находиться дети. Мы так же смотрим на качество еды, на гигиенические условия, созданные для детей, на количество детей в группах. Работа Ассоциации позволяет создать общепринятые стандарты работы частного детского сада, детского центра или центра интеллектуального развития, сделать услуги более качественными.
На данный момент, сколько уже членов ассоциации?
Точную цифру сейчас не скажу – всех можно посмотреть на сайте ассоциации –
Конкуренция¸ как правило, вытесняет таких игроков с рынка.
Да, именно так. Бизнесом надо заниматься, он постоянно требует внимания. Кроме того, когда работаешь с детьми, необходимы творческие и педагогические позывы. Для работы в развивающем центре необходим особый склад ума, нужно любить детей и давать им только лучшее. Детский центр невозможно открыть, раз в месяц приезжая за выручкой. С детьми надо работать душой, этим нужно жить. Я очень надеюсь на то, что придет время, когда недобросовестных людей не будет в сфере детского развития.
На данный момент работают частные детские сады, расположенные в квартирах жилых домов. На что обратить внимание родителям, когда они приводят ребенка в негосударственную организацию?
Я против детских садов на квартирах, особенно когда создана большая сеть садов. Когда открыто большое количество детских садов, то очень сложно контролировать качество услуг. Руководитель же не может постоянно сидеть в каждой квартире и смотреть, как у него работают воспитатели и няни. Конечно, на собеседовании директор встречается с будущими сотрудниками, где они показывают себя как можно лучше. Но интернет пестрит историями про то, как родители однажды пораньше пришли за ребенком, а он бегает неопрятный, голодный и в саду царит полный бардак, а воспитатель отлучилась в магазин или покурить. Поэтому надо очень осторожно относиться к детским садам на квартирах. Я не хочу делать антирекламу, но недобросовестных бизнесменов довольно много. Еще я бы не отдала своего ребенка, маме сидящей в декрете и принимающей еще нескольких детей как в детский сад. Во-первых, свой ребенок тоже болеет, и также часто, как и все нормальные дети. Плюс отсутствие медицинского работника – не самое лучшее для садичного детского коллектива. Я и сама в одно время размышляла над этим, а не открыть ли мне детский сад в квартире, но быстро от этой идеи отказалась. Не хочу идти на сделку с совестью, так как не смогу обеспечить полный контроль за качеством работы.
Но есть и добросовестные предприниматели, которые и в домашних садиках создали все условия для пребывания детей. Хотя лучше, если частный детский сад расположен в нежилом помещении. Родители должны обратить внимание на публичность организации, то есть детский сад должен участвовать в социальной жизни города, это говорит об активной жизненной позиции руководителя садика. А это большой плюс. Пусть родители обязательно спросят, посещали ли пожарные и СЭС эту организацию. Не обязательно должна быть лицензия, так как процессы ее получения не до конца урегулированы в данный момент. Но обязательно должен быть какой-нибудь документ согласования, заключение, что в этом помещении могут находиться дети, определенного возраста в определенном количестве. Предварительно стоит почитать СанПиН, там есть отдельная глава, посвященная частным детским садам, по ней-то и надо задавать вопросы. Обязательно спросите, какое образование у руководителя и всех воспитателей, желательно, чтобы оно было педагогическим, есть ли медицинские книжки. В этом случае есть гарантия того, что ребенок будет находиться в нормальных условиях, и будет заниматься по различным методикам, а не будет предоставлен целый день сам себе.
Чем должен заниматься воспитатель в детском саду с детьми?
Все, что касается творчества, родители должны выбирать для малыша сами. Например, если нравится им методика Монтессори, то и стоит отдавать ребенка в тот сад, в котором занимаются именно по этому методу. Но, на мой взгляд, система Монессори применима только для маленьких детей, уже после полутора лет надо применять другие методики. А вот совсем маленьким детям очень полезно развивать мелкую моторику, это положительно сказывается на формировании нейронных связей в головном мозге. В детском саду обязательно должны быть занятия по рисованию, лепке, должно быть развито физкультурное направление. Эти занятия благотворно сказываются на развитии ребенка и должны проводиться в каждом детском саду. А детям постарше, будущим школьникам, надо давать больше логической информации, чтобы приучить ребенка к определенным задачам и подготовить к школьной программе. У нас в «Ступеньках» многие дети с двух-трех лет уже знают цифры, потому что детям все интересно, они обо всем спрашивают, мы, конечно, даем им эти знания. Мы придерживаемся мнения, что не надо бояться ребенку дать больше, надо бояться недодать нужную информацию. Но никогда не давайте ребенку знания насильно, все должно быть интересно, в игровой форме. Я, например, своей дочери пою, постоянно все объясняю. Правда, потом удивляюсь, откуда моя дочь знает то или иное слово, когда я ей его не проговаривала специально, она сама запоминает все слова, которые слышит вокруг. Поэтому общайтесь со своими детьми, и вы сами поймете, какие занятия подходят для него больше всего. Мне нравится теория про то, что вода реагирует на всю информацию, поступающую извне. И если это позитивная информация, то вода образует красивые кристаллы, а в случае негатива происходит противоположный процесс. Дети – это те же сосуды с водой и только от нас зависит, какой красоты кристаллы вырастут. Поэтому малышу надо говорить как можно больше ласковых, нежных слов, и ребенок будет расти со спокойной психикой, чистым и светлым умом.
Как в ребенке увидеть талант? Как отличить его от простого увлечения?
Смотрите, у детей до 3х лет формируются определенные склонности. И хотя считается, что дети – это чистый лист, но при этом у каждого малыша есть свой характер, свои склонности и предпочтения. Надо как можно раньше приобщать ребенка к различным видам творчества, давать как можно больше информации, и тогда малыш сможет самостоятельно выбрать, чем ему нравится заниматься. Кто-то любит петь, кто-то танцевать, кто-то лепить – надо дать попробовать все. Мне мама постоянно говорила, что я должна стать доктором, чтобы ее лечить. В определенный момент я даже сама поверила, что буду доктором. Но все равно, личные предпочтения взяли верх, и я пошла по собственному пути. Поэтому не стоит детям навязывать свои мечты. Ребенок вырастет и сам выберет, чем он хочет заниматься. Тогда и таланты проявятся. Но бывают и такие случаи, когда деятельность малышу нравится, но преподаватель не корректно сделал замечание и отбил желание ходить в эту группу. Родители должны быть очень внимательны.
Марина, Вы обучались у Николая Александровича Зайцева, автора уникальной методики. У вас возникала идеи создать собственную авторскую методику?
Не только возникала, многие свои задумки я уже воплотила в жизнь. Детский развивающий центр «Ступеньки» редко когда берет определенную программу и работает по ней. Как правило, мы адаптируем все программы под себя, что-то добавляем, чтобы детям было интереснее и продуктивнее по ним заниматься. Изначально мы начинали работать по методике Зайцева, но и ее мы немного видоизменили под себя. Мы во все системы образовательные добавляем логопедическое направление, на наш взгляд это очень нужно детям. Отдельные программы посвящены сложным детям, инвалидам, детям с диагнозом ДЦП. Мы уже год разрабатываем франшизу, доводим до ума все бизнес-процессы, готовы делиться собственным опытом, которого у нас предостаточно. И самое главное – мы сейчас работаем над серией пособий как для занятий внутри центра, так и для занятий дома с мамами. Первый наш опыт – рабочая тетрадь для детей 6-7 лет «В школу со Ступеньками» - хороший помощник в подготовке к школе. Вышла в свет «Октябрьская акварелька» из серии «Крохины поделки». Методика уникальна, мы все от начала до конца придумывали сами, на страницах тетради помещены авторские стихотворения, раскраски, пальчиковые игры. Такие тетрадки будут выходить каждый месяц (их можно найти на сайте Ступенек –
Что для Вас является залогом счастливой жизни? Какие есть составляющие Вашего счастья?
В первую очередь, это семья. Это мой муж, с которым я могу обсудить все свои достижения и планы, это любимая дочь, которая не может не вызывать умиления и радости. Семья меня поддерживает, дает силы на новые свершения. Еще для меня очень важно общение с друзьями. Я считаю, что неправильно замыкаться только на своей семье, надо расширять свой круг общения. С друзьями всегда можно за чашечкой кофе обсудить текущие дела, выслушать различные мнения, расслабиться. И для меня очень важно развиваться творчески. Я не из тех женщин, которые могут сидеть дома. Я лучше буду крутиться как белка в колесе, но буду интересна своему мужу и друзьям как личность. Хочу добиваться успехов, помогать людям.
Но если по максимуму оценивать свою деятельность, Вы можете сказать, что Вы меняете жизнь к лучшему?
В общем да, потому что я занимаюсь развитием и воспитанием детей, которые будут дальше строить мир. И все, что я сейчас в них заложу, все, что я им дам, реализуется в том мире, в котором нам придется жить через 20-30 лет. Поэтому у меня очень важная миссия, к этому надо очень серьезно относиться, что я и делаю.
С Мариной беседовала Ольга Чепик
15 ноября 2012 г.
Остеопатия для детей. Водолечебница. Вызов детского врача-остеопата на дом
Подробные условия