Дмитрий Зеленин - руководитель арт-группы "Цвет города"
Любимое время года – любое, нет плохой погоды
Любимая литература – Пелевин и Довлатов
Любимый напиток – кофе
Любимая кухня – итальянская
Любимый отдых – активный, с детьми. Осваиваю сноуборд, велосипед, коньки.
Добрый день, Дмитрий. Для начала расскажите, пожалуйста, о себе, где вы учились и как пришли к тому, что стали заниматься арт-проектами?
До службы в армии я был обычным парнем. Армия научила меня быть предприимчивым человеком. В очень стесненных условиях начинаешь по-другому думать, искать методы и приемы, о которых не задумывался на гражданке. И не удивительно, что когда я вернулся со службы, я уже на следующий год зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. В то время я увлекался фотографией, снимал с детства, устроился в Дом Печати фотографом. Такое чувство, что тогда я поработал во всех тюменских журналах и газетах. Мне было интересно добиться успехов в этой сфере, я получил несколько первых премий и успокоился. Кто-то говорит, что я разучился снимать, но нет – мне стало просто неинтересно. Я добился успеха – и пошел дальше. Мне стало гораздо интереснее работать с художниками, с людьми, которые создают шедевр не нажатием на кнопку, а собственным трудом. Сегодня появилось очень много профессиональных фотографов, у которых кроме денег на аппаратуру ничего и нет. Купил набор, и все – одним фотографом стало больше. Мне стало скучно рядом с ними, и я обратился к художникам. Люди уже наелись эффектов фотошопа, мы все больше обращаемся к настоящему искусству. И именно поэтому я стал собирать вокруг себя самостоятельных, ответственных людей, фрилансеров. У меня был однажды опыт создания собственной компании со штатом сотрудников. Но это очень стесняет – приходится постоянно искать для людей работу, кормить за время, проведенное на работе. Ты несешь ответственность за работу этого сотрудника. А сейчас такого нет: фрилансеры очень самостоятельны, выполнили работу – получили деньги. Это гораздо продуктивнее. Поэтому сейчас вокруг меня десятка полтора разных людей, которым я могу предложить работу в команде. Мы встречаемся, создаем проекты, у нас нет ни офиса, ни штата. Я сейчас существую в таком формате.
Может быть, это шанс избежать ситуации, когда творчество превращается в ремесло?
Да, и это в том числе. Не приходится думать, чем занять людей, сейчас мы загружаем работой себя сами. Своими проектами мы раскручиваем себя, но рутины при этом нет.
Сейчас Вы руководите несколькими арт-проектами. Расскажите о них подробнее.
Если кратко, то с помощью этих проектов я выражаю свое отношение к Тюмени, и у меня стал определяться круг единомышленников. Я люблю свой город, у меня очень нежное к нему отношение. Я вижу огромный потенциал, здесь еще можно многое сделать. Я не хочу уезжать отсюда, потому что здесь еще много работы. Если в качестве примера взять дом-книгу около 5 гимназии, то видно, что в Тюмени много еще многое изменить. Этим летом эта акция будет более масштабной. В данный момент мы продумываем концепцию, общаемся с властными структурами, чтобы в первыми теплыми днями начать проект «Читай, Тюмень!». Тематика так и останется книжной, но будут использованы исключительно отечественная, российская литература, начиная от классиков – Пушкин, Толстой, и до тюменских современных авторов – Логунов, Крапивин. Мы будем брать какие то характерные цитаты и делать к ним иллюстрации, как в книгу. Этим самым достигнем нескольких целей – тут и популяризация чтения, и патриотичное воспитание молодежи, и благоустройство территории. То есть планируем двигаться в этом направлении, это находит отклик, как и у властей, так и у жителей города.
В одном из интервью Вы упоминали, что столкнулись с некоторым непониманием со стороны жителей во время работы над домом-книгой?
Такие моменты есть всегда. Просто доходило до смешного. Уже есть опыт работы над проектом «Парадный подъезд», мы сталкивались с тем, что 10 человек пройдут и поблагодарят, а одиннадцатый пройдут и выразит недовольство. Это обычное дело, статистика погрешности. Такие люди есть всегда. И представьте, в гимназии 600 человек, каждый родитель внес свои 100-200 рублей, но звонили с претензиями только 2-3 человека, в процентном соотношении это ничего. Претензия была смешна – утверждали, что изображенная там книга «Анна Каренина» пропагандирует суицид. Но ведь это тоже часть школьной программы! Мы ведь не сами выбирали книги, а сотрудничали с кафедрой издательского дела, с учителями литературы. Мы сделали все правильно, и это выстрелило очень хорошо. В следующем года это задаст тон и масштаб на весь город.
То есть такие проекты будут повторяться?
Да, мы не будем останавливаться. Мы продолжаем работу с «Парадными подъездами», я обратился к нашим депутатам, многие из них откликнулись, мы будем работать и дальше. То есть сейчас 50 подъездов разукрашены и это мало.
Как Вы выбираете эти подъезды?
Никак, в каких разрешат работать – в тех и рисуем. На это ведь тоже нужны финансы. Я против того, чтобы художник работал бесплатно. Бесплатно может работать только энтузиаст, который не умеет рисовать. А тут – профессионалы, они у меня через один с высшим образованием.
Довольно часто приходится слышать фразу: «Приходите, приезжайте, нарисуйте, МЫ ВАМ ДАЖЕ КРАСКИ КУПИМ…». Звали в Краснодар, Ростов-на-Дону, Самару. Почему так? Отчего никто не зовет поработать бухгалтера/экономиста/юриста например, за пачку бумаги?
Если вы хотите, чтобы художник работал бесплатно, то он будет рисовать то, что он сам захочет, что ему интересно, а не то, что вам надо. Если вы хотите что-то конкретное, то это заказ, извольте платить.
Каким образом вы ищете деньги для работы?
Мы работаем с управляющими компаниями. Мы все, жильцы многоэтажек, ежемесячно платим за текущий ремонт общедомовой собственности. Проблема в том, что далеко не всегда эти средства расходуются эффективно. Подешевле и руками изкоквалифицированных работников. К сожалению, людей, которые понимают и принимают фразу «мы не настолько богаты, чтобы платить за дешёвые вещи» крайне мало. Выигрывают те УК и ТСЖ, которые умеют мыслить масштабно и на несколько лет вперед.
То есть я прихожу и предлагаю кардинально изменить вид подъезда. Почти в каждом подъезде есть мусор, надписи на стенах. А когда появляются картины, то все меняется. Меняется менталитет жильцов. Это реально проверенно. Потому что когда на стене видно руку мастера, то уже не хочется рядом нарисовать что-то свое. Более того, есть очень много людей, которые имеют желание сделать что-то хорошее в подъезде, но боятся быть первым, высунуться из толпы, навлечь на себя вопросы соседей… Советская наследственность, тут некого винить… Мы и берем на себя роль этакого ледокола.
Обращали ли вы внимание, как красивые подъезды меняют людей?
Сложно сказать. Я ведь не живу с этими людьми. Но после окончания работы я был в одном подъезде, после нас на окнах появились цветы, и это прекрасно. В одиночку люди боятся что-то сделать, как-то выделиться, украсить свою жизнь. Но все хотят жить в уюте и тепле. А тут получается, что первый шаг сделали мы, нарисовав картины на стенах. Это позитивная провокация, когда людям ничего уже не остается, как самим делать свою жизнь ярче и красивее.
Тяжело ли продавать искусство?
Я бы не сказал, что я продаю искусство. Меня ошибочно в СМИ называют художником, но это не так. Я не художник, я предприниматель, занимаюсь организацией, творчеством... Сложно самоидентифицироваться, но я не художник, это точно. И фишка в том, что мы не создаем проект, а потом ищем кто бы его у нас купил, а люди сами приходят к нам, заказы уже находят меня сами. У нас все заказы расписаны на полгода вперед.
Сейчас Вы ищете профессионалов или они к Вам обращаются?
Я никогда не ищу мастеров целенаправленно. Как правило, общение налаживается в интернете, я смотрю, какие люди оставляют комментарии нам, как реагируют. Я предпочитаю сам отбирать людей, с которыми хочу работать. А то, бывает, столкнешься с художником, а у него кроме самооценки ничего и нет: работать не может, масштаб не видит, зато понтов было очень много. На данный момент у меня есть команда профессионалов, которые отлично выполняют свою работу.
Вы наверняка знакомы с европейским стрит-артом, с европейскими арт-проектами. Вы перенимаете какой-то опыт?
Я слежу за европейским стрит-артом как за явлением как таковым. Но то, что рисуют в Европе сейчас, вызывает у меня очень сильное отторжение. Я специально ездил прошлой осенью по городкам Италии, искал улочки, где работают художники. Очень сильный контраст между тем, что рисовали 5-7 лет назад и тем, что рисуют сегодня. В Римини есть целая улица, ведущая к морю. Там изображены картинки, пейзажи, понятные каждому. Но видимо художникам надоело рисовать что-то простое и они начали извращаться. Я считаю, что сегодняшний европейский стрит-арт это извращение. Они рисуют големов, каких-то чертей, уродов. Может быть, для них это социальный протест, но для нас копирование европейского арта совсем не нужно, это не приживется, никто этого не поймет. У меня задача воспитательная, положительная. Искусство должно быть позитивным и понятным. И не надо нам этих чертей, которые будут людей угнетать. Я так же пытался работать с граффитчиками, так называемое граффити. Но это тоже не искусство, это субкультура. Непонятные буквы на заборах – для чего? Эти люди не художники, они протестанты, так они занимаются самовыражением. Я бы вообще ввел запрет на продажу баллончиков несовершеннолетним. Ясно же, что подросток, покупающий баллон, покупает его не для творчества и поделок, я для того, чтобы что-то испортить.
То есть Вы за позитивное искусство.
Абсолютно. Я вообще считаю себя очень позитивным человеком. Оптимистом, и стакан у меня с бугром))
Вы осознаете, что своей деятельностью вы начинаете привлекать внимание к городу?
Я уже говорил о своем отношении к городу. Сейчас ведется много разговоров про бренд города, много кто пишет, много предложений. Но хватит уже говорить, пора делать! Если выстрелит – хорошо, а нет – значит, нет. Но я думаю, что все-таки в копилочку упадет моя монетка.
Какие сюжеты для картин в подъездах вы использовали?
У нас есть уже отработанная технология. В первую очередь мы постарались избежать человеческих образов, только мультяшные. Потому что к человечку так и тянется рука что-то дорисовать – усики, очки. Сюжеты мы использовали детские, природа, юмор. В первую очередь, этот проект ориентирован на детей. Если ребенок с малых лет живет в красоте, то он понимает, что это нормально. А если всю свою жизнь ребенок провел в грязи и мусоре, то для него будет нормальным помойка под окном. Так неправильно. С помощью этого мы можем воспитать нового человека, новое поколение, которое будет совсем иначе смотреть на мир, в отличие от нас.
Возникали ли у Вас мысли создать что-то эпатажное?
Я считаю, что и проект в гимназии – это тоже эпатаж, абсолютно положительный. А бороться с властью надо не криками и эпатажными выходками. Надо воспитывать новых людей, которые через 10-20 лет придут к власти, и будут управлять страной так, как мы их воспитали. Считайте, что это и есть мой протест – создавать новое общество. В своей деятельности я однозначно сторонюсь политики. 600 родителей из гимназии же спонсировали проект, но почему-то никто из них не попросил нарисовать там свое имя. Вот так получается лучше. Не надо отчитываться, не надо гербов, логотипов и слоганов.
А какой у вас любимый семейный отдых?
Дети – это отличная возможность взглянуть на себя под другим углом и реализовать себя иначе. Это отличный способ пережить свое детство заново. Я не катался на коньках в детстве, поэтому сейчас катаюсь с удовольствием, вместе со своими детьми. Я везде в ними. И это прикольно.
Есть ли у вас мечта?
У меня есть искреннее сильное желание что-нибудь сделать, я его формулирую, и оно само начинает материализовываться. Мысли материальны, это очевидный факт, его доказывать не надо. Если ты чего-то хочешь, то вокруг тебя начинают появляться какие-то люди, идет отклик, по крайней мере, у меня. У меня сформировалось отношение к городу, и появились единомышленники. Это здорово, это приятно. Нужно только правильно транслировать свою мечту – и начнут появляться какие-то ниточки, которые можно потом сплести в канат, который тебя вытянет на нужный уровень.
С Дмитрием беседовала Ольга Чепик
17 января 2013 г.
Личный врач для Вашего ребенка. Узкие специалисты. Консультации по грудному вскармливанию, питанию, массажу, закаливанию, по лечению также на дому.
Подробные условия
Про дом-книги слышала, но не знала где. В ближайшее время съездим с детьми-полюбуемся.
Литературный бульвар тоже видимо их рук дело. Работа замечательная