Григоренко Алена - директор коррекционно-развивающего центра «Софья».
Любимый напиток - кофе.
Любимое время года - снежная зима
Любимая литература - специализированная
Любимый отдых - с семьей.
Алена Вячеславовна, расскажите, пожалуйста, о себе, о своем детстве, как Вы росли.
Я родилась в Тюмени, но когда мне было 2 года мы с родителями и старшей сестрой переехали в Ставропольский край, в Ставрополь. Там я жила до 30 лет – училась в школе, потом получала профессиональное образование, там же вышла замуж и родила своего первого ребёнка. С детства я была увлекающимся человеком. Одним из моих увлечений был горный туризм, которым я занималась 10 лет, пока жила в Ставрополе. Там горы Кавказа, Архыз. А вот до Эльбруса я не дошла один километр, а всему виной была ужасная погода, которая настигла нас уже на подходе. Нам пришлось вернуться в город, а мечта покорить вершину Эльбруса так и осталась мечтой. Потом я вышла замуж, и туристические походы остались в прошлом. Хотя я всегда хотела и хочу жить в горах, чтобы около дома протекала горная речка. Ведь это мой интерес еще с детства, и он всегда остается в душе.
Наверное, это мечта любого городского жителя.
Может быть. Но сейчас, в наше время, чаще всего кто живет в городе, стремится к еще более комфортабельным условиям. А мне они особо и не нужны. Ведь в походах мы жили в палатках, мне и такая жизнь по душе. Кстати сказать, мой старший 16-летний сын Даниил уже несколько лет (так же как и я в юности) занимается туризмом, ходит в походы. Мои интересы повторяются в детях.
Расскажите о школьных годах, чем вы увлекались в то время?
Если говорить про школу, то любимыми предметами у меня были литература, история, то есть гуманитарное направление, хотя хорошо знала и математику. В школе занималась гандболом, хотя очень хотела конным спортом, но ипподром у нас находился в лесу, и мама не разрешила мне ходить через лес одной. Со школой у меня не связаны особенно яркие воспоминания, гораздо приятнее вспоминать более взрослую жизнь: педучилище, институт.
Моя мама педагог, первое образование она получала в Институте культуры, потом она была библиотекарем, воспитателем в детском саду. Я постоянно ходила к маме на работу, помогала ей, общалась с детьми. А папа – геолог. И это тоже привлекало, что отразилось в дальнейшем на моем увлечении горным туризмом. Выбирая профессию, я в первую очередь смотрела на родителей и хотела стать или геологом, или педагогом. Но чтобы пойти по папиным стопам, пришлось бы ехать в Москву, но одной покорять столицу после 8 класса было страшновато, поэтому я выбрала педагогику. Сначала я поступила в педагогическое училище. Там я научилась играть на гитаре, что было очень кстати во время походов. Это стало моим вторым увлечением, я вступила в бардовский клуб.
В те годы, а я была вздорной девочкой, защитницей прав тех, кого ущемляли или обижали, и учителя меня за это не очень любили, ведь я всегда много «выступала». Но в дальнейшем я поменялась, и в первую очередь из любви и уважения к своей преподавательнице по литературе. Я стала читать психологические книги, получается, помогла сама себе стать лучше. Был даже такой случай, во время КВН на 4 курсе я встретила преподавательницу, которая учила нас на первом курсе, и она сначала не узнала меня и была приятно удивлена моим переменам. Внешне-то я осталась такой же, а вот внутренне я была уже другим человеком. Поэтому с уверенностью могу сказать - если человек захочет, то он сможет поменяться.
Не хотелось останавливаться на специальности «дошкольный педагог», поэтому после педучилища, как и любимый учитель, я захотела стать филологом. Но она меня отговорила, сказав, что это рано одетые очки, море тетрадей, которые надо постоянно проверять. И уговорила меня на логопедию. А тогда только открылось дефектологическое отделение, мы были вторым выпуском. Это было новым, а новое всегда интересно, поэтому я сделала выбор в пользу логопедии и дефектологии.
То есть это был вполне осознанный выбор? Получается, Вы отучились и до 30 лет жили и работали в Ставрополе?
Да, но в Ставрополе я прожила до 25 лет, а потом 4 года, уже после замужества и рождения первого ребёнка мы жили в Ростовской области.
А как же Вы попали обратно в Тюмень?
Я вышла замуж в Ставрополе, но мой муж был из Ростовской области. Мы в то время жили отдельно от родителей, родили ребенка, и нам было тяжело жить только на зарплату мужа. И он уговорил меня переехать в деревню к его родителям. Но я же человек городской, как я буду жить в деревне!? Поэтому сказала мужу, что поедем туда только перезимовать. Мы «зимовали» там 4 года. Но мне очень понравилось, я полюбила землю, у меня даже была коза. Мой сын страдал диатезом, а козье молоко очень помогало при этом. Я вообще считаю, что человек может привыкнуть к любым условиям. Сначала кажется, что это ужас, а потом оказывается, что и так жить можно. Об этом периоде у меня самые приятные воспоминания.
Там родилась моя дочка Сонечка, о которой мечтала с детства. Дело в том, что у меня бабушка Соня, и когда мне было 7 лет, я всем родственникам объявила, что рожу дочку и назову ее Соней. Конечно, всерьез мои слова никто не воспринял, все подумали, что я так к бабушке подлизываюсь. Когда же родился сын, мой муж кричал мне под окнами роддома: «Соня будет внучкой!» (Роды были тяжёлые и мы думали, что рожать больше не будем.) Но спустя 3,5 года появилась Соня и мы стали понимать, что нам пора в город. Сыну скоро 7 лет, а получать образование в деревне – это не самый лучший вариант. В то время мужу предложили работу вахтами в Нижневартовске, и он целый год ездил через всю страну на работу, это было очень тяжело. А раз сама я из Тюмени, то у нас осталась родительская квартира на улице Клары Цеткин. И мы приняли решение переезжать жить в Тюмень, все-таки ближе к Нижневартовску. И когда Соне был годик, мы переехали сюда, и уже здесь родили еще детей – двойняшек Марусю и Стёпу.
Вопреки всем прогнозам и ожиданиям?
Да, причем после рождения Сони мне врачи говорили, что больше детей у меня не будет. Но не надо верить врачам! Уже в Тюмени мы осели полностью благодаря родителям, огромное им за это спасибо. Когда я родила младших ребятишек, они переехали сюда из Ставрополя и до сих пор мне помогают с детьми.
Расскажите про Вашу профессиональную жизнь. Вы переехали в Тюмень и продолжили работать по специальности логопедом? Как Вы пришли к тому, что открыли собственный центр?
Улица Клары Цеткин находится рядом с детским садом «Теремок». Когда мы переехали, моя мама мне все время говорила, что туда устроиться очень тяжело и меня на работу в этот садик не возьмут. В то время это был коррекционный сад, и устроиться специалисту туда было действительно тяжело. Но может быть, Бог был на моей стороне, или судьба, кто во что верит, но я туда устроилась с легкостью. Там в коррекционном отделении я проработала два года. У нас был отличный коллектив, я сдружилась с несколькими девочками-коллегами. Когда ушла в декретный отпуск, мои коллеги создали логопедический центр «Август». И мне было предложено после декрета выйти на работу в этот центр. И благодаря поддержке родственников, на новую работу я вышла, когда детям было всего два года. В «Августе» я проработала почти 5 лет. За время работы там я была полна идей, предлагала новшества, но не все мои предложения были реализованы. Но я творческий человек, и мне было необходимо создавать новые программы. Я видела, что детям с ограниченными возможностями здоровья нужно большее, чем то, что может дать логопед и психолог. Я понимала, что мне нужно идти дальше.
У меня всегда была мечта открыть свой центр, но о том, что она может сбыться я и не думала. Еще в молодости в одном из журналов «Ридерс дайджест» я прочитала статью о том, что нужно записывать все свои желания на бумагу, и они обязательно сбудутся. Так вот, строка о своем реабилитационном центре была написана еще в молодости. И так получилось, что однажды я была на больничном и мне позвонила двоюродная сестра – бухгалтер. В разговоре я сказала, что ей давно пора создавать собственное дело, на что она предложила: «А давай откроем центр!». Я сначала отмахнулась, да нет, думаю, ерунда. А мысль уже в голове, и ни о чем другом я думать не могу. Ведь это шанс реализовать все то, что я предлагала в «Августе»! В тот период я похудела на 20 кг, и не потому, что я сидела на диетах, а потому что была настолько поглощена процессом подготовки. Нет, на работе я думала только о работе, но ночью я обдумывала все детали своего дела. Так, именно ночью я придумала и название, и логотип. Как говорится, «открылся канал».
После Вашего рассказа стало понятно, как родилось название «Софья». Или история другая?
Вы работаете с детьми. Есть ли какие-то сложности в работе с малышами для Вас?
Сложности? Они бывают не с детьми, а с их родителями. Чаще всего, ребенок – это зеркальное отражение родителей. Ведь часто детей не правильно воспитывают: опекают или чересчур балуют. И с такими детьми сложно не потому, что они такие, а потому, что их такими сделали родители. Я даю советы родителям, как нужно себя вести с ребенком, чтобы был результат от занятий, но не все им следуют. Очень важно, чтобы родители тоже участвовали в процессе, следовали рекомендациям, не заходили во время занятия, даже если очень хочется. «СОФЬЮ» посещают очень много детей с ограниченными возможностями здоровья. Создавая систему работы центра, коррекционно-развивающую среду, осуществляя подбор специалистов, мы в первую очередь учитывали потребности именно этих детей. Ведь на самом деле мало центров и специалистов, кто хочет и может работать с «особыми» детьми. Но в нашем центре всегда рады таким детям, у нас идет интеграция особых детей с нормативными, что идет на пользу и тем, и другим. Это стирает границы и учит детей состраданию и милосердию.
Расскажите, с какими вопросами и проблемами можно к вам в центр обратиться с ребенком?
У нас большой выбор специалистов. Есть логопеды – значит можно приходить с любыми речевыми нарушениями, причем и у взрослых. Есть дефектологи, которые решают вопросы нарушения эмоционально-волевой сферы и интеллекта. Есть психологи, которые помогают и детям, и взрослым. Есть массажист, который владеет различными видами массажа: логопедическим, классическим, тайским. Есть инструктор по адаптивной физкультуре и фитнесу. Есть «Школа счастливого материнства «Жемчужина» (беременность и подготовка к родам). Есть специалисты по декоративно-прикладному творчеству, которые не только учат детей рисовать и лепить, но и раскрывают индивидуальные способности каждого ребёнка. Так же у нас есть музыкальный педагог, которая находит подход и к особым детям. Она же является музыкальным руководителем фольклорного ансамбля. Еще у нас занимается с детьми и взрослыми известный в Тюмени художник-керамист. Наша задача выявить талант у ребенка, подарить ему новые навыки.
Вы наверняка очень много разговариваете днем. Дома Вы так же активны или предпочитаете немного помолчать и отдохнуть?
Вы знаете, действительно, моя профессия связана с потоком речи, говорить приходится много, а рабочий график у меня с утра до вечера. Но я настолько люблю свою профессию, мне все так нравится, что мне даже и не хочется молчать. Я не устаю от «многоговорения». Мы живем не так далеко от центра, и до работы я всегда хожу пешком, потому что эти полчаса в день утром и вечером - единственная моя возможность провести время на воздухе. И даже во время прогулки с работы домой, после полного рабочего дня я не молчу. Я прихожу домой, а дома четверо детей, и с каждым надо побеседовать. Обычно мы садимся на кухне и общаемся. Я могу помолчать, если только болею, если болит голова. А чтобы в полном здравии молчать - это не про меня. Я по жизни болтушка.
А Вам приходилось свои профессиональные навыки использовать в семье, работать с собственными детьми? Или им эта помощь не нужна?
Так получилось, что дети у меня не «логопедические». Когда у детей были проблемы со звуком «р», то я им просто показала, как нужно его выговаривать, и все. С младшей дочкой Марусей была забавная история - мы были на море, она плавала на матрасе, и у нее вдруг получился звук «р». И всю дорогу от пляжа до домика она шла и «рычала». Хотя сейчас я смотрю видео, где она рассказывает стих в два года, и думаю – если бы мне привели такого ребенка, то я бы рекомендовала занятия с логопедом. Но нет, потом все звуки «встали» сами собой и помощи не потребовалось. Не зря же говорят, что надо подождать до 5 лет, и уже потом идти к логопеду. А с Даней получилось у меня еще смешнее – звук «р» у него получался еще с 11 месяцев. Все смеялись, что он ребенок логопеда.
Четверо детей это как? Сложно или нет? Планируете ли Вы еще пополнять семью?
Пополнения больше не планируем по состоянию здоровья. Теперь будем ждать внуков, как кричал мне Дима у роддома. Но я считаю, что когда в доме много детей, то и пятый, и шестой ребенок не помешают совершенно. Трудно перейти от двух детей, а когда их много, то чем больше, тем лучше.
Как общаются дети между собой в семье?
Дружат, к счастью. Я стараюсь, чтобы у детей были общие интересы. Они объединены тем, что вместе ходят на фольклорный ансамбль к нам в центр, а так же дружескими разговорами в семейном кругу.
Откуда вычерпаете идеи?
Я творческий человек по жизни. У меня мама в молодости была артисткой , а папа играл на гармошке и гитаре. Думаю, это я переняла от них.
Идеи же рождаются сами собой, мне не приходится их откуда-то черпать.
А если бы Вы не стали логопедом, то кем бы вы могли еще стать, в какой сфере реализоваться?
Наверное, все равно педагогика. Не думала никогда об этом.
Как вы любите отдыхать, как вы расслабляетесь?
Раньше для меня отдыхом были горы, потом гитара. Теперь уже и гитары мало, и гор нет, поэтому мне нравится просто быть дома с семьей. У нас нет дачи, хотя хотелось бы, чтобы это было место для сбора всей семьи. Вообще у меня еще одна мечта – чтобы был дом с большим овальным столом, чтобы сидели мы с мужем, рядом дети и много-много внуков! Я люблю, когда шум, когда беготня, мне не нужно от этого отдыхать. И если у меня выдается свободный день, то я очень люблю провести его с семьёй, полежать в обнимку с детьми, почитать им книгу.
А мечту про стол Вы уже записали?
Да, конечно! И я надеюсь, что скоро эта мечта сбудется. Тем более, что нам, как многодетной семье, должны выделить кусочек земли от государства.
Кто-нибудь из ваших детей планирует пойти по вашим стопам в педагогику?
Все, по крайней мере, старшие. Даня уже учится на психолога, хотя я его и отговаривала. Соня учится в 6 классе, но уже сейчас я ей подбираю литературу, подходящую для ее возраста, посвященную педагогике и психологии – она сама просит у меня такие книги. Младшие Стёпа и Маруся пока только в первом классе, но они уже находятся в этой атмосфере и, сами того не понимая, они как ко-терапевты, которые помогают особым детям. Ради одной девочки, которой нужно общество, они ходят на занятия. То есть они участвуют в этой жизни.
Что для вас счастье?
Незабываемые детские праздники с двумя героями по сюжету с конкурсами, эстафетами, играми, состязаниями, яркими костюмами и музыкальным сопровождением.
Подробные условия