Главная /  Интересно / Персона / Ольга Ковалева. "Надо уметь доверять малышу "летать на своих крыльях"

Ольга Ковалева. "Надо уметь доверять малышу "летать на своих крыльях"

Ковалева Ольга - учитель МОУ СОШ № 70, победитель конкурса "Учитель года" (2006)

Любимая кухня - В блюдах очень ценю сочетание ароматов
Любимый напиток - Утренний чай со сладостями
Любимая литература - Детские книги с хорошими иллюстрациями
Любимое время года - Весна
Заветная мечта - ...сад и музыка в ХОРОШЕЙ домашней школе.
 

Добрый день, Ольга Анатольевна. Расскажите, пожалуйста, как Вы решили стать учителем, как решились в 19 лет взять классное руководство над первым классом?

Это две разные истории, если честно. Как я решила стать учителем? После школы я поступала на факультет Романо-Германской филологии, я была в то время уверена, что буду заниматься переводами. Мне очень нравилось учить иностранный язык, я и сейчас продолжаю заниматься английским. Но в тот год ситуация сложилась так, что я не поступила на ФРГФ, хотя получила 19 баллов из 20. Моя классная руководительница взяла ситуацию в свои руки, посоветовала поступить в педагогический колледж, а через год вновь подать документы в университет. Так я оказалась во втором педагогическом колледже. Учебный год прошел, и стало ясно, что учиться в другое место я уже не пойду. Там было так приятно получать образование, что я даже забыла про свою мечту быть переводчиком. Эта идея ушла, причем без всякого сожаления. Клара Александровна Бакланова, директор колледжа и преподаватель педагогики, передала мне совершенно особое отношение к профессии, классическое и правильное.
В выпускной для нас год меня и моих однокурсников нас ожидало распределение на работу по школам нашего города. «Эту студентку мы оставляем себе», - эта фраза директора колледжа и стала началом моей работы в первом лицейском классе гимназии №86 при педагогическом колледже.
Меня переполняло ощущение счастья: мне всего 19 лет, а оказано такое доверие. Хотя первый год было трудно, потому что я училась на филологическом факультете ТГУ, приходилось совмещать работу в школе с учебой. Сначала получалось: я училась во вторую смену. Но постепенно появлялось чувство, что я не могу оставлять детей даже после уроков,  думаю, так зарождалась привязанность к ученикам.
Я перевелась на заочное отделение. В общем, всё складывалось хорошо. 

Вы учились на «отлично»?

Да, я была отличница. Но в колледже даже не было вопросов, как учиться, у нас были настолько замечательные преподаватели, что учиться по-другому было невозможно, Очень многое делалось для того, чтобы мы стали настоящими учителями. За это огромное спасибо всем нашим преподавателям.

Вспомните первое сентября, когда Вы начали работу с первым классом. Какие эмоции Вас переполняли?

В этот день я очень хотела быть красивой. И меня это так отвлекало от волнений, связанных с родителями и детьми! Ещё помню, что накануне вечером я делала из конструктора человечков с кленовыми листиками, на которых были написаны имена учеников, всего 19 имен и фамилий. В то утро я пришла в школу рано, ходила по классу и ровняла буквари.  Но я не сказала бы, что мне было страшно. Я ощущала начало большой, новой жизни со своим классом, одной на двоих (если, конечно, «вторым» можно назвать весь класс). 

Слова и музыка песни «Учат в школе» были первым нашим музыкальным приветствием. 

А были ли у Вас планы начать работу с первоклашками и выпустить их из 11 класса?  Или это произошло случайно?

Такая была передо мной поставлена задача – взять класс, вести для них как можно больше предметов и выпустить их из школы. Насколько я знаю, в нашем городе это не очень распространено. 

Как Вы находили идеи для преподавания? Ваши уроки всегда отличались от методического плана, были обширнее и интереснее.

Все рождалось от ощущения единства. Все, что мне было интересно, я пыталась рассказать своим ученикам. Представить себе не могла: я что-то знаю, интересное, важное, нужное, а мои дети – нет. Школа живёт до тех пор, пока в ней живая педагогика и живые уроки – вот эта педагогическая позиция мне очень близка.
И я думаю, что школа не имеет права быть другой. 

Планируете ли вы отдавать своих детей в 70 школу?

Планировать жизнь детей и всей семьи очень трудно. 
Но одно могу сказать уверенно: мне очень хочется, чтобы они учились в школе с такой же атмосферой, у таких же учителей. 

Но Вы сейчас не работаете? 

Я провожу семинары в Городском информационно-методическом центре, и в ТОГИРРО, готовлю учителей к профессиональному конкурсу «Учитель года». Для работы в школе нужно очень много времени, пока его нет. Кстати, чтобы «поддерживать себя в педагогической форме» начала издавать домашний журнал «ХОРОШАЯ домашняя школа», его материалы можно посмотреть на сайте «Кладовая детства». Кроме того, с большим интересом изучаю историю педагогики дошкольного образования и воспитания, работу частных детских садов России начала ХХ века. Есть даже «мечтательное видение» своей деятельности в будущем: хочется быть библиотекарем в детском саду, но не в простом, а в таком, где библиотекаря будут называть «Учитель Искусств».
И ещё: для сына и дочери, Ярослава и Олеси, составляю домашнюю программу изучения живописи, народного творчества, скульптуры… С новыми, Весенними силами начнём…

Многие родители интересуются, когда Вы будете набирать первоклашек?

Пока ничего не могу сказать точно. Если мне доверят вести первый класс, если для этого будет время, и удачно сложатся обстоятельства, -  это будет хорошо.
Однако в хорошей детской книге «Поющие булочки» написано «чудо не повторяется дважды».

В данный момент Вас больше привлекает преподавание в детском саду, нежели в школе?

С работой преподавателей детского сада я знакома только как родитель: вижу, что занятия нравятся детям, вижу замечательное отношение к ним со стороны воспитателей, с какой любовью все сотрудники сада относятся к жизни детей. Если бы пригодился Учитель Искусств, можно было бы попробовать, думаю, что с удовольствием. 

Расскажите нам, как нужно готовить детей к школе, и с какого возраста необходимо начинать подготовку? 

Есть программа, разработанная петербургским педагогическим университетом, называется «Детство». Главный результат этой программы - не научить детей, например, читать, а сделать так, чтобы дети радостно пошли в школу.  В ней предусмотрены экскурсии в музеи, рассматривание скульптур; прогулок больше, чем занятий, и они проходят со стихотворениями и обязательными беседами. 
Хорошее слово - «радостно», в нём заключена очень близкая мне позиция, и педагогическая, и родительская. Наполнять жизнь наших детей умными играми, увлекательными путешествиями, добрыми книгами, выразительными, «живыми» игрушками, конечно же, ласковыми нашими, взрослыми, словами – лучшая подготовка к школе. 
Если отдельно говорить об обучении чтению, то советую почитать главу «Сложности первохождения по буквам» в книге Татьяны Бабушкиной «Что хранится в карманах детства». Вот замечательные слова из неё: «постепенно придёт к малышу музыка языка. И он будет чувствовать постоянство согласных и чудо гласных, украшающих пространство речи. Только тогда у маленького ребёнка постепенно сложатся слова и смыслы, укрепляющие его, определяющие его и помогающие ему». Стараемся, чтобы наши дети учились читать именно так: видели событие, образ, картину, жест и понимали слово, которое появится уже не просто как знак.
Ещё про методики: есть легкое предположение (если так можно сказать), что они сужают наше принятие талантов ребёнка. Использование привычных, стандартных методических приемов, пусть даже эффективных, по отзывам родителей и преподавателей, - это значит не доверить малышу «летать на своих крыльях»…

Мы плавно переходим к вопросу о том, как надо воспитывать детей. Какими принципами нужно руководствоваться в воспитании? 

Я думаю, что у родителей все получается тогда, когда они понимают своего ребенка и знают, как он будет меняться. 
Ещё надо понимать свою ответственность перед детьми, перед жизнью, и то, что в той части судьбы, которая неведома и непредсказуема, должна быть безусловная Любовь.

Если поделиться своими маленькими, семейными секретами, то я сторонница написанного и оговоренного распорядка дня. Мне кажется, что такая форма организации дня появилась как средство защиты детей от усталости. У них в душе столько переживаний, столько вопросов, что внешний порядок даст им силы, вдохновения. То, что происходит внутри – с этим надо разбираться, делиться с мамой и папой, плакать, взрослеть, а все, что касается режима дня, игрушек, поведения мамы и папы – это должно быть правильным. Например, день 31 декабря мы прожили по особому праздничному порядку: у нас был чайный завтрак «Фарфоровые сказки», прогулка с хлопушками, весёлый час с ёлочкой, вечерний фейерверк, время «сонных подарков».  И  за праздничными хлопотами и весёлым настроением не потерялось ни одно праздничное событие, потому что каждому было отведено свое время.

Вы вместе продумываете распорядок дня?

Да, мы все вместе придумываем  каждый новый день, чтобы в нём обязательно нашлось время и для чая, как в «Алисе в стране чудес», и для рисунка на домашней выставке.

Чего в воспитании нельзя никогда допускать со стороны родителя?

Мне очень стыдно, когда я даю волю нервам. Но и это тоже должно быть, чтобы дети видели, что мама может рассердиться, расстроиться. Может быть, непоследовательности и неискренности? 

Нужно ли наказывать детей?

Ситуации, связанные с жизнью и здоровьем, прокомментированы психологами. Наиболее распространенные методы – оставить наедине с собой – тоже. Всё остальное каждой семье нужно искать самостоятельно. Хорошо, конечно, понимать под наказанием «наставление делать что-то лучшим образом». Вот таких мудрых наказаний, превращающихся в «наказы», хочется пожелать всем родителям.

Надо ли пытаться общаться с ребенком как со взрослым?

«Как со взрослым» - это не так интересно и  наверное, проще. А вот научиться общаться с ребёнком на его языке, на языке детства, вспоминая себя, – большое искусство.
Ещё про общение: в детском саду Ярослав научился обращаться с просьбой, чтобы  его услышали: надо положить руку на плечо. И когда он пытался положить руку мне на плечо, я поняла, что ему высоко или далеко? В общем, лучше сесть рядом с ребёнком,  чтобы ему  не пришлось ни тянуться до взрослого плеча, ни громко говорить… 

Что для вас счастье? 

Когда в дневник наших детей я пишу «Всё сложилось». Например, вместе оформляли фотографии  из нашего итальянского путешествия, наверное, часто говорили «Италия, итальянский», и в этот же день сын начал чисто произносить звук «л». Всё сложилось в одно – в один новый звук, радостное событие для ребёнка, а для нас, родителей, конечно, счастье!

С Ольгой беседовала Ольга Чепик
31 января 2013 г.

Полезна: 1 голос Не полезна: 0 голосов

На эту тему :

интервью учитель

Ольга Ковалева. "Надо уметь доверять малышу "летать на своих крыльях"

Интервью с учителем МОУ СОШ № 70, победителем конкурса "Учитель года" (2006)

Голосуем!
К кому Вы прислушиваетесь в вопросах воспитания?
9% Беру пример с родителей
6% Советуюсь c подругами
25% Смотрю полезные эфиры с психологами
25% Читаю книги по воспитанию
36% Делаю всё интуитивно
Ведущая всех событий и праздников Ника Драгомирецкая

Я знаю о праздниках все! Гарантии – тысячи довольных заказчиков и гостей и нескромно-хорошие отзывы

Подробные условия