Калюжная Галина Дмитриевна - Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области
Любимая кухня – русская;
Любимый напиток - чай с молоком;
Любимая литература – в последнее время произведения русского писателя А.И.Куприна;
Любимый отдых – активный, выезды на природу со всей семьей
Галина Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, о своем детстве.
Я родилась в Челябинской области в семье энергетиков, но после аварии на комбинате «Маяк» мы переехали в Северный Казахстан, в город Петропавловск – именно там и прошло мое детство и юность. После окончания школы я училась в Томском политехническом институте, это было мое первое образование. В Петропавловске работала на крупном машиностроительном предприятии, которому отдала 20 лет, прошла трудовой путь от технолога, до заместителя начальника цеха, начальника управления по кадрам и общим вопросам.
Когда переехала в Тюмень, я получила второе образование в Московском университете сервиса, специализация - «Социальное управление». С 1998 года я работала в Департаменте социального развития Тюменской области, начиная на должности специалиста, позже – начальник управления, заместитель директора департамента. Распоряжением Губернатора Тюменской области от 30 ноября 2009г. была назначена на должность Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области.
Давайте поговорим про Вашу работу, чем Вы занимаетесь, какие у Вас функции?
С 1 сентября 2009 года Указом Президента РФ была учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Данным указом, всем субъектам РФ было рекомендовано учредить такие должности в регионах в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов детей. Поэтому учредили эту должность и у нас, внеся поправки в Закон Тюменской области «О защите прав ребенка».
Когда я встречаюсь с людьми, особенно с детьми, я часто спрашиваю – необходима ли эта должность, уполномоченного по правам ребенка? Ведь сегодня есть много субъектов, участников обеспечения прав детей, есть различные ведомства, организации, которые в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав ребенка на образование, на необходимое медицинское обслуживание и т.д, есть комиссии по делам несовершеннолетних, которые сегодня отвечают за организацию, координацию деятельности органов системы профилактики в интересах ребенка.
Уполномоченный по правам ребенка сегодня – это должностное лицо, которое является гарантом обеспечения прав, свобод и интересов несовершеннолетних. К нему обращаются граждане, организации за защитой прав детей в случаях, когда считают, что эти права были нарушены. Поэтому большая часть деятельности уполномоченного по правам ребенка связана с рассмотрением обращений граждан по фактам нарушения прав детей, изучением причин, почему такие факты, если они нашли свое подтверждение, стали возможными, а также, что нужно сделать на системном уровне, чтобы впоследствии таких фактов не было.
Сегодня у меня есть соглашения со многими ведомствами системы профилактики, со следственным управлением Следственного Комитета РФ по Тюменской области, с прокуратурой Тюменской области, с управлениями Федеральной службы судебных приставов, Роскомнадзора, Роспотребнадзора и т.д., которые позволяют обеспечивать проведение совместных проверок, других мероприятий, направленных на восстановление, в случае выявления, нарушенных прав детей, привлечения к ответственности виновных должностных лиц, в целом, на улучшение положения детей в Тюменской области. И в рамках сотрудничества мы решаем, какие системные меры необходимо принять в интересах ребенка и семьи, в которой он проживает.
Вы говорите о системных мерах, какие именно действия Вы имеете ввиду? Что Вы делаете для того, чтобы права ребенка не нарушались?
Таких мероприятий достаточно много. Вопросы, касающиеся необходимости принятия системных мер по отдельным проблемам в сфере детства, рассматриваются на заседаниях Координационных советов, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. О каких проблемах идет речь?
Например, не первый год животрепещущей темой в сфере защиты прав детей является исполнение алиментных обязательств, которая волнует абсолютное большинство мам, отцов, находящихся в разводе, и воспитывающих в одиночку детей. Неуплата родителем алиментов является нарушением прав ребенка. Этот вопрос требует комплексного решения, поэтому предложения по совершенствованию действующего законодательства были подготовлены и направлены на федеральный уровень как через институт уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, так и через Тюменскую областную Думу, где дважды проводились заседания круглого стола, выслушивались разные позиции с учетом тех мер и действий, которые необходимо предпринять.
Кроме этого, в прошлом году мы проанализировали возможности органов местного самоуправления по обеспечению рабочими местами тех граждан, которые якобы не могут устроиться. Но, как показал анализ, сегодня возможности в Тюменской области по трудоустройству во много раз превышают потребности. Рабочие места есть для всех граждан, в том числе и в сельской местности. Мы работаем над вопросом исполнения алиментных обязательств со службой судебных приставов, посмотрели и те моменты системного характера, которые позволили бы повысить эффективность их работы. На уровне Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области разработан алгоритм взаимодействия территориальных подразделений УФССП и комиссий по работе с должникам, нарушающими имущественные права несовершеннолетних. В конце прошлого года прошел общественную и антикоррупционную экспертизу проект Федерального закона, который был разработан Управлением Министерства юстиции России. Сейчас документ должен быть внесен Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу, и я убеждена, что его принятие существенно сдвинуло бы вопрос, который касается усиления мер ответственности к лицам, не исполняющим обязанности по уплате алиментов.
Второй проблемный вопрос – это обеспечение права ребенка на равное общение с родителями, то есть когда не исполняется судебное решение, которое определяет, с кем должен проживать ребенок. Подчас это решение не исполняется, родители забывают обо всем в пылу конфликта, а страдает от этого в большей степени ребенок, его здоровье. Я всегда говорила, и буду говорить, что сегодня невозможно даже выполнить судебные решения без понимания родителями, что в интересах ребенка нужно найти цивилизованное решение и прекратить «междоусобные войны». Необходимо понимать, от того, как сегодня мама и папа относятся друг к другу, к детям, будут зависеть действия ребенка в будущем - уже в созданной им семье. Поэтому сегодня оказание психологической помощи таким семьям в решении проблемных вопросов является предметом действий специалистов учреждений социального обслуживания населения. И я хочу только пожелать всем мира и взаимопонимания в семье во избежание нанесения вреда детям.
Мы постоянно анализируем состояние детской подростковой преступности, анализируем причины и понимаем, что иногда преступление, которое совершает несовершеннолетний, было спровоцировано поведением его родителей, причина кроется во взаимоотношениях в его семье. Могу привести очень показательный пример из моей практики. Родители разводятся, мама остается жить на Сахалине, а отец переезжает жить в один из районных центров нашей области. Их сын – старшеклассник приезжает вместе с отцом, который создает новую семью, проживает и прописывается в доме новой супруги. Ребенка не прописывают, отсюда куча проблем. 16 летний подросток решает, что он здесь никому не нужен и хочет вернуться к маме, но денег на билет у него нет, он совершает кражу. Органами УМВД его задерживают в Томске. Ребенок получает конкретный срок лишения свободы. Кто виноват в этом преступлении? Родители или ребенок? Самое страшное, что родители перестали с ребенком поддерживать связь. И считали: сам виноват, пусть сам и отвечает. Без поддержки семьи, родителей ребенку невозможно представить свою дальнейшую жизнь. И когда мама даже не может найти время, чтобы позвонить своему сыну в колонию, то о какой родительском внимании, мере ответственности может идти речь? И в данной ситуации необходимо урегулировать детско-родительские отношения, потому что не пойдешь по пути привлечения к ответственности отца и матери, ведь ребенок после освобождения должен пойти к одному из них. Понадобился почти год, чтобы урегулировать эту ситуацию.
Сегодня не мало случаев, когда ребенок при относительно внешнем благополучии в семье остается один наедине с проблемами. Мы должны понимать, что если мы не замечаем ребенка, он становится интересен для потенциальных преступников. Родители, которые испытывают трудности в отношениях, не имеют права забывать о своем ребенке. Многие говорят мне, что у них нет времени на детей, потому что надо работать, обеспечивать детям содержание, развитие и многое другое. Но это не залог безопасности вашего ребенка и его успешности в будущем. Только наладив доверительные отношения, вы сможете уберечь ребенка от опасности. Если ребенок вам доверяет, то он расскажет о том, что его беспокоит, обязательно с вами посоветуется. И если вы будете сегодня безразлично относиться к его проблемам, то такое же адекватное безразличие вы получите в старости. Обязанность родителей – воспитывать ребенка, и нельзя всецело перекладывать эту ответственность на школу. Каждый ребенок индивидуален и только родители могут знать эту индивидуальность. Безусловно, сегодня предъявляются высокие требования к педагогам, но, несмотря на это, ко мне поступают обращения, когда родители считают, что действия педагога не отражают интересы ребенка и являются нарушением его должностных обязанностей. Я должна сказать, что каждый случай мы серьезно рассматриваем с Департаментом образования и науки. Но мы должны понимать, что в воспитании ребенка очень важным является сотрудничество «школа – ребенок – семья». Сотрудничество не получится, если, например, исключить из него ребенка. Ребенок обязательно должен быть субъектом, он тоже имеет свою точку зрения, свое мировоззрение.
Уже два года у меня есть Совет общественных помощников Уполномоченного по правам ребенка из числа детей. Для меня очень важным является их видение, их отношение к тем или иным событиям. И подчас я поражаюсь их детской мудрости. Иногда дети говорят, что совершают преступления подростки, которые просто хотят обратить на себя внимание. Сегодня многие родители считают, что детям важнее поиграть в компьютер, чем пообщаться с ними – это мнение ошибочно! Дети всегда отдают предпочтение досугу с родителями. Дети любят родителей любых, в том числе и пьяниц. У меня не было ни одного случая, чтобы дети обращались с заявлениями на своих пап и мам.
Еще один очень важная и актуальная сейчас тема – это подготовка и сдача единого государственного экзамена. Практика показывает, что в этот период очень важно создать атмосферу дружественную детям, как в школе, так и дома. Школьники и так переживают из-за предстоящих экзаменов, еще и СМИ преподносят ЕГЭ под «соусом истерии». Ведь на самом деле ЕГЭ был введен в интересах ребенка. Я вспоминаю свои школьные годы – мы сдавали по 10 выпускных экзаменов в школе, а потом еще при поступлении в институт сдавали экзамены. Было трудно не сойти с ума. Сегодня сдав ЕГЭ, ребенок освобожден от экзаменов в ВУЗ. Потому важно миру взрослых, в том числе и министерству образования и науки не переусердствовать с процедурами видео-наблюдения, наблюдателями. Важно убрать эту истерию, создать дружественную обстановку в школе и дома, и тогда ребенку будет легче справиться с этой психологической нагрузкой. Сегодня на оказание помощи детям и родителям нацелены наши органы образования, в том числе по предоставлению психологической поддержки. Я знаю случаи, и их, к сожалению, не мало, когда родители, узнав о плохих оценках в конце четверти, говорят своему ребенку – домой можешь не возвращаться. И ребенок не идет домой, боится, а потом еще прибавляется боязнь за то, что не пошел. Нашим детям не просто. Главное сейчас успокоиться, убедить ребенка, что все будет хорошо и все получится. Вообще надо давать ребенку больше позитивных моментов, например, проводить воскресенье всей семьей на свежем воздухе. Дети у нас хорошие, надо только помочь им. И в сотрудничестве мы справимся со всеми задачами, а главное – сохраним здоровье детям.
Многие родители отмечают, что в некоторых школах работа психологов их не устраивает. Какая ведется работа в этом направлении?
Сегодня создана целая система оказания психологической помощи, которая имеет разные виды и возможности ее получения. Можно получить помощь по интернету с помощью сайта
Что касается школьных психологов, то они есть в большинстве школ, а там , где нет, к работе с детьми подключаются психологи учреждений соцзащиты, дополнительного образования и т.д., система предусматривает повышение их квалификации. Кроме этого, психологическую помощь можно получить и в системе здравоохранения. Поэтому в данном случае нельзя уповать только на школьного психолога. И если он вас не устраивает, то в школе обязаны предоставить информацию о том, где еще вы можете получить помощь. Сегодня можно получить консультацию психолога, даже не выходя из дома. Если у вас есть проблема, то очень важно не замыкаться, если вы пришли к одному психологу и результат вас не устроил, то это значит, что надо идти к другому специалисту. И эта помощь может быть оказана бесплатно, сегодня есть и такие возможности. И в данном случае инициаторами обращения к специалисту должны быть родители.
Сегодня вокруг детей создано информационное поле, которые не совсем им подходит. Это и интернет, и СМИ, и кинематограф – слишком много «взрослой» информации доступно ребенку. Как с этим бороться?
Вопрос информационной безопасности детей очень важный, и он находится под постоянным вниманием. В сентябре 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Ценность этого закона в том, что он определил и закрепил понятия, какая информация является сегодня запрещенной для детей и вредит здоровью ребенка, а также нормы, организационно-правового характера, определяющие организационно-управленческие механизмы обеспечения, контроля, надзора за исполнением этого ФЗ. Действие закона распространяется на все виды информационной продукции, распространяемой на любых видах носителей с использованием теле- и радиовещания, печатных СМИ, иной печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, демонстрируемой посредством публичных зрелищных мероприятий, размещаемой в сети "Интернет" и мобильной (сотовой) связи.
Сегодня, когда мы ведем ребенка в кинотеатр, мы должны ознакомиться с возрастными ограниченьями на фильмы, так как если фильм не соответствует возрасту ребенка, то билеты ребенку просто не продадут. Важно обезопасить ребенка и в домашних условиях. Необходимо установить на домашнем компьютере программу, фильтрующую противоправный контент, так называемый родительский контроль. Совет родителям – попробуйте увлечь ребенка чет-то другим, кроме просмотра телевизора и интернета, оставляйте интересные для него поручения, запишите в секцию, кружок, проводите с ребенком больше времени. Самое главное – объяснить ребенку, почему ему не стоит смотреть ту или иную передачу, фильм и т.д.
Что касается социальных сетей – понимая, что полностью исключить ребенка из информационного пространства невозможно, важно интересоваться, с кем общается Ваш ребенок, в том числе и заходя на его страничку. Но сначала попробуйте поговорить сами с ребенком, если он вам доверяет, он сам расскажет и покажет, если нет - для вас сигнал - выстроить доверительные отношения. Нужно быть не контролером ребенку, а другом.
В Тюменской области центр «Семья» получил аккредитацию в федеральной службе Роскомнадзора как экспертная организация. Поэтому все вопросы, которые связаны с проведением экспертиз, в том числе по установлению возрастной классификации, можно решать вместе с ними.
Есть ли у Вас идеальная цель в работе?
Работа уполномоченного по правам ребенка связана в первую очередь с оказанием помощи семьям с детьми: к уполномоченному чаще идут с бедой. Поэтому у меня есть не цель, а искреннее желание, чтобы в семьях был мир и согласие, чтобы дети были здоровы. Это две составляющие семейного счастья – здоровье и согласие, а все остальное приложится. Только при взаимопонимании и согласии можно решить все проблемы. Нужно уйти от агрессии, нужно стараться понимать и любить друг друга – тогда наш мир будет менее агрессивен, а наши дети – более здоровы.
Бывает ли так, что Вы устаете от работы? Как Вы предпочитаете отдыхать?
Я люблю свою работу, но она очень психологически тяжелая, так как не возможно не сочувствовать горю, с которым порой сталкиваются семьи. При этом, я понимаю, что нужно мобилизовать все свои силы, не раскисать, поддержать своей уверенностью обратившегося и, самое главное, внимательно разобраться в проблеме, без излишних эмоций. Если это не так, то считаю, нельзя работать на этой должности. И у меня бывает, что я устала, порой очень, до слез, но у меня хороший тыл – моя семья, мой муж, с которым мы вместе 37 лет. Стараюсь наполнить себя позитивом, отдыхаю, когда нахожусь вместе с внуками, детьми, мы часто организуем различные семейные праздники. И если наши внуки и дети хотят проводить вместе с нами свободное время – значит все в нашей семье хорошо.
Что для вас счастье?
С возрастом менялось и понимание счастья. В детские пионерские годы счастьем был мир во всем мире, сегодня для меня счастье – это здоровье моих близких и если удается помочь людям в решении семейных проблем с детьми, счастье - когда видишь позитивный результат своей деятельности.
Многопрофильное отделение с высококвалифицированными врачами на современном оборудовании
Подробные условия