Масленица - соломеное чучело. Она представляет собой символ зимы. Мы должны встретить её достойно, чтобы ей понравилось и она пришла в следующем году (нам ведь снова захочется играть в снежки и кататься на лыжах и санках).
В этом году наша домашняя масленица будет отдуваться - куда снег девала? Это, наверное, потому, что в том году мы её не делали. В этом же году - исправляемся.
Отгуляем весело масленицу, да и выпроводим в воскресенье.
Домашняя масленица отличается от той, которую мы привыкли видеть на гуляниях прежде всего размером и оригинальностью.
Именно мы, делая масленицу, вкладываем в неё свои мысли и чувства. Отдаем ей все плохое (воспоминания, обиды, грусть), радуемся её приходу (Ведь уже скоро весна!).
А какое это удовольствие - без зазрения совести избавиться от надоевшего тряпья и "очистить" (хоть немного) свой дом и мысли. Приятно даже просто наматывать, придумывать крепления тряпкам.
Занимает весь процесс около 40 минут. Проходит очень динамично. Так что всей семьёй, или хотябы обязательно с детьми (Пусть видят как она делается и вкладывают/придумывают свой смысл).
Расскажите детям о масленице, что она символизирует. Старайтесь всегда рассказывать детям смысл того или иного обряда или предмета, который участвует в празлнике.
Если не знаете - не беда - признайтесь ребёнку и вместе придумайте свой смысл "в рамках темы".
В этот раз тема: прощание с зимой, встреча весны и красного солнца.
Во время изготовления масленицы, обращайте внимание на цвет ткани, на её фактуру.
Итак, приготовьте в общем-то Всякий Хлам:
Палочку/веточку/ проволочку/ или газету - это будет каркас.
Всякие тряпки - обрезки тканей, старая оедежда (у меня сегодня - боди, футболка мужа, Сашкин потеряшкинский носок и всякие кусочки тканей и тряпочки).
Ножницы, нитки.
Краски/фломастеры/карандаши (для макияжа нашей Маслёне )
Итак приступаем:
1. Веточки/палочки и проволки у меня под рукой не оказалось. Я взяла газету и скрутила её вот так:
Получилась голова и туловище. Шею я закрепила ниткой.
2. Сдалала голову. Обмотала тряпкой "газетную голову". Сверху одела носок (для ровности и круглости головы ), напихала тряпок ещё в голову. Сверху всё это обмотала светлой тряпочкой - лицевой (т.е. она будет потом лицом ).
Голова готова.
3. Сделала руки. из газеты, скрученной чуть потоньше. Прикрепила к туловищу нитками крест-накрест.
4. Делаем "туловище":
Через голову (как пончо) одеваем старую футболку (делаем прорезь для головы). На руках закрепляем (я закрепила тонкой полоской ткани - с ниткой возиться не хотелось). Укрепляем нашу композицию крест-накрест (полоской ткани чуть пошире). Теперь у нас получилось нормальной толщины туловище. Можете особо выделить грудь и попу!
Для укрепления "ног" (вернее сказать - того места, что под юбкой ) я добавила газеты и снова перетянула тканью.
И снова обмотала туловище сякими тряпками. Нодо же их куда-нибудь деть.
5. Сейчас настало время принарядить нашу Масленку. Ведь она тоже хочет быть нарядной в праздник.
Делаю платье (пончо во всю длинну) - на фото - желтенькая ткань с ножницами в том месте, где прорезь.
Юбка - самая "нарядная" тряпочка - быстренько наметала (как шторки). Надела на Масленку.
Волосы - футболка, разрезанная "прядями".
Кушак (пояс) - белая полосочка ткани (от старого пододеяльника место шва).
Косынка и потом ещё добавился фартук.
6. А теперь последний штрих - макияж и причёска.
Рисуем личико (не забываем про брови и яркие щёки - ведь она на морозе). Заплетаем косы.
Наша Масленица готова!
Сжигать Масленицу будем в Воскресенье!
Из истории:
В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу — чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества.
Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми. 2 недели безудержного веселья - вот ведь какое здоровье было...
Другой вариант этого обряда выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу больших размеров, наряженную в национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же Зима сгорит — финальная забава завершает праздник: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы.
А вот еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье — в последний день праздника (к сожалению, этот ритуал праздника почти утрачен). «Судаpыню-Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего «Судаpыня-Масленица» сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия.
Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна — как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.
Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра.
У западных и южных славян русской «Масленице» соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи — чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя.
В центральных областях России «проводы масленицы» сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда.
Автор Юлия Винникова, по материалам сайта
Я знаю о праздниках все! Гарантии – тысячи довольных заказчиков и гостей и нескромно-хорошие отзывы
Подробные условия