1 сентября 2010г. 7500 маленьких тюменцев впервые сели за парты и открыли первую страницу своей новой школьной жизни. Первый класс -особенный период в жизни ребенка. Как сделать так, чтобы этот сложный период прошел гладко, без лишних потрясений и стрессов. Как сохранить здоровье и положительный психологический настрой? Получить ответы на эти и другие вопросы, узнать секреты успешной адаптации ребенка в школе, укрепления иммунитета, выстраивания взаимоотношений с педагогами и сверстниками родители, бабушки и дедушки могли получить в рамках он-лайн конференций на портале "Детки!"
30 августа 2010 года состоялась он-лайн конференция с участием главного детского психиатра Тюменской области Фомушкиной Марины Геннадьевны.
Марина Геннадьевна, помимо общих советов родителям первоклашек по успешной адаптации ребенка в школе, особо затронет тему гиперактивного поведения детей: что делать, как вести себя родителям с таким ребенком, чем сегодняшняя медицина может помочь таким детям и их родителям.
Он-лайн конференции организованы управлением по здравоохранению Администрации г. Тюмени и порталом "Детки!".
ВОПРОС Marysha
Здравствуйте, Марина Геннадьевна!
Нам, родителям детей с расстройствами аутистического спектра, общающимся на этом форуме, тоже хотелось бы получить от вас рекомендации по поводу адаптации к школе.
Как и где лучше пройти подготовку к школе, тем более, если есть намерение учиться в обычной школе?
Как быть с медицинскими препаратами? (Пить ноотропы перед школой, или во время, не повлияют ли отрицательно на внимание нейролептики и антидепрессанты, продолжать ли их в той же мере, если поведенческие проблемы уже отступили).
Заранее благодарим за ответ
ОТВЕТ М.Г. Фомушкиной
Уважаемая Marysha, для детей с расстройствами аутистического спектра в нашем городе специальных школ для обучения и подготовки на сегодня нет. Перед поступлением в школу эти дети проходят осмотры у специалистов на психолого-медико-педагогических консультациях, где им рекомендуется виды школьного обучения: общеобразовательная программа в учебном классе, семейное обучение, индивидуальное обучение или занятия по коррекционной программе "восьмого вида" (для детей со сниженным уровнем интеллекта).
В плане лечебной тактики систематические осмотры участкового психиатра, курсы ноотропов 2-3 раза в год, прием нейролептиков и антидепрессантов с учетом психического состояния ребенка. Дозы нейролептиков необходимо подбирать индивидуально для того, чтобы не вызвать у ребенка состояние повышенной сонливости и вялости.
ВОПРОС Гость
Здравствуйте, Марина Геннадьевна! Вопрос может быть не по сегодняшней теме, но очень важен для нас. Меня зовут Светлана, дело в том, что у нашей девочки ночное недержание мочи. 26 августа ей исполнилось 6,5 лет. До прошлого лета все было нормально, она вставала и сама ходила в туалет. Прошлым летом во время поездки к бабушке у нас начались эти проблемы. Сейчас происходит непроизвольное мочеиспускание иногда до двух раз за ночь. Пытаемся поднимать, но поведение как будто ребенок вообще не воспринимает окружающую действительность, может вместо унитаза полезть в душевую кабину, пройти мимо туалета.... С анализами у нас все в порядке, проходили обследование, были у нефролога: все в пределах нормы. Скажите, пожалуйста, что нам делать в сложившейся ситуации и к какому специалисту нам сейчас обращаться?
Заранее благодарна за ответ.
ОТВЕТ М.Г. Фомушкиной
Уважаемый Гость, такое заболевание, как недержание мочи у детей, лечится детскими неврологами и детскими психиатрами. Чтобы правильно оказать помощь, необходимо проанализировать причины развития данного состояния: наблюдалась ли у матери патология беременности, родов, наличие черепно-мозговых травм, нейроинфекции у ребенка, воздействие психических травм и стрессовых ситуаций.
Вам необходимо пройти элементарное обследование с целью выявления патологических изменений при работе головного мозга у ребенка. Это - электроэнцефалография, электроэнцефалоскопия (определение уровня внутричерепного давления). С учетом результатов обследования и выявленных вредных агентов назначается лечение: ограничение объема жидкости во второй половине дня, прием ноотропов за час до сна, с целью уменьшения глубины сна, физиолечение (после консультации с врачом).
ВОПРОС Гость
Марина Геннадьевна, как вы считаете, какими сотрудниками должно быть укомплектовано детское психиатрическое отделение для более продуктивной помощи детям?
Как вы относитесь к волонтёрам?
С уважением Соколова В.В.
ОТВЕТ М.Г. Фомушкиной
Уважаемый Гость, в настоящее время наше детское психиатрическое отделение укомплектовано в полном объеме. Имеются детские психиатры, детские психологи, детские психотерапевты, оказывающие помощь всем юным тюменцам до 18 лет. В ситуациях, с которыми обращаются родители и дети нужна помощь высококвалифицированных специалистов, которые работают в этом центре и помогают решать возникающие проблемы.
ВОПРОС Гость
Моя девочка ходит в начальную школу. Мы часто с ней разговариваем обо всём. Как-то спрашивает: мама, а как называется когда человек сам по себе такой, а в школе должен вести себя по другому как будто бы он такой, каким хочет видеть его учитель? Я отвечаю, доча это лицемерие (отвечаю не в контексте, что это плохо, а по факту), иногда мы все лицемерим (а бывает очень часто), мы не можем себе позволить быть такими какие мы есть на самом деле всегда.... социум и т.д..... А самой так тоскливо на душе стало, знаю, что она многие вещи в школе делает "через себя", и зачастую вынуждена подчиняться взрослым учителям, только потому, что они взрослые, а она маленькая.
ОТВЕТ М.Г. Фомушкиной
Уважаемый Гость, в школе для ребенка требуется соблюдение определенного стиля поведения, который поможет ему усвоить новый учебный материал, спокойно и продуктивно общаться с одноклассниками. В нашей жизни, обществе существуют определенные социальные запреты, нормы, которые должны выполнять не только взрослые, но и наши дети.
Если Ваша дочь уже умеет владеть собой - это очень хороший показатель развития и социализации ребенка в обществе.
ВОПРОС Гость
Здравствуйте!
У моего ребенка Синдром Аспергера.
Марина Геннадьевна, подскажите, пожалуйста, как мне помочь ему выстроить взаимоотношения с педагогами и сверстниками? Как лучше адаптировать в школе? (некоррекционной).
И второй вопрос: За границей есть возможность сопровождать ребенка в школе на уроках. Самим родителям, или сопровождающим. Есть ли такое у нас и насколько это целесообразно?
ОТВЕТ М.Г. Фомушкиной
Уважаемый Гость, у детей с синдромом Аспергера нарушены коммуникативные способности, снижена или отсутствует стремление к общению с окружающими. Поэтому выстраивание взаимоотношений с педагогами и сверстниками всегда очень трудная задача для родителей, педагогов, детских психиатров и, конечно, самого ребенка. Чтобы развивать способности к общению у ребенка, необходимо посещать различные культурно-развлекательные мероприятия: детские праздники, утренники, спектакли, где есть множество разных людей, в том числе детей. Обязательно приглашать к себе гостей и самим стараться чаще бывать в гостях. Что касается адаптации в школе, с такими детьми нужно много индивидуально заниматься, по изучению школьной азбуки, счета, чтению. С целью раскрепощения в лечебный комплекс можно включать ноотропы, антидепрессанты, занятия с детским психотерапевтом, как в группе, так и индивидуально.
У нас в городе нет школ, где родители могут сопровождать таких детей во время учебного процесса, но есть различные виды обучения: семейное, индивидуальное на дому.
ВОПРОС матрица
Здравствуйте я мама аутичного ребенка. Ребенок учится в обычной школе №15 нам 10 лет.
Проводят ли психиатры, психотерапевты работу по поводу адаптации детей инвалидов в школах?
Обучают ли этому школьных психологов? Ведь такому ребенку очень нужна поддержка, да и учителю будет проще, если он будет подробнее знать о заболевании ребенка и как себя с ним вести.
Что нового из лечения может предложить наша тюменская медицина для аутичных детей? Нас, к сожалению все больше и больше.
Вот кстати к вопросу гостя.
Я думаю, что у нас тоже не РДА, а Синдром Аспергера кто-то проводит диагностику?
Ведь участковые психиатры не заинтересованы в этом, какая им разница чистое это РДА или просто аутичный спектр - лечение то одно. И всегда платное (про Марию я знаю - но это развлекаловка, а не лечение) В центре Надежда - раз в два года бесплатно. Все остальное Кардея, Август - стоит немалых денег. А лечение то длится годами...
ОТВЕТ М.Г. Фомушкиной
Уважаемая матрица, детские психиатры и детские психотерапевты нашего города проводят работу по поводу адаптации детей инвалидов в школе. Специалисты выезжают с семинарами и в педагогические коллективы школ города.
У Вас всегда есть возможность получить консультацию и помощь у детских психологов тел. регистратуры 50-66-35, у детских психотерапевтов , тел. регистратуры 50-66-17, телефон "Доверия" 50-66-43.
Все лекарственные препараты нового поколения для лечения аутистических черт характера разрешены для приема с 15-18 лет и старше.
В настоящее время роста числа детей с аутизмом не наблюдается, просто повысился уровень выявления этой патологии.
Диагностику психических заболеваний, в том числе синдрома Аспергера, проводит врачебная комиссия детских психиатров при амбулаторно-поликлиническом отделении Тюменской областной клинической психиатрической больницы (ул. Герцена,74). Если Вас не устраивает этот уровень диагностики, то для уточнения психического состояния Вашего ребенка участковый детский психиатр может направить Вас на госпитализацию в детское психиатрическое отделение Тюменской областной клинической психиатрической больницы (п. Винзили), где ребенок будет дополнительно осмотрен сотрудниками кафедры психиатрии Тюменской государственной медицинской академии.
В настоящее время в детском психиатрическом отделении открыта палата "Мать и дитя", это дает возможность сопровождать родителям ребенка во время лечения и отслеживать результат лечения.
ВОПРОС Avila
Мой сын идет в 1 класс. С 6 лет хорошо и много читает самостоятельно (энциклопедии, худ. литературу), считает, производит калькуляции в уме, сам(!) учит таблицу умножения (и понимает этот процесс), мы его ничему специально не учили, просто ему всё интересно.
Хотя конечно не всё так радужно, он не любит писать и рисовать, в связи с чем у него плохо развита моторика.
Но меня главным образом волнует вопрос, не будет ли ему скучно в 1 классе? Как поддерживать его интерес к учебе?
ОТВЕТ М.Г. Фомушкиной
Уважаемая Avila, замечательно, что Ваш ребенок многое умеет. Но еще не освоил письмо и рисование, потому ему не будет скучно. Для детей с высоким уровнем интеллектуального развития в нашем городе имеются гимназии с различными профильными уклонами (математическим, языковым и др.). Чтобы постараться поддержать интерес к учебе старайтесь больше хвалить его за успехи в школе, выполняйте совместно домашние задания. Многое зависит и от педагога, который обучает Вашего ребенка.
Стоит увлечь ребенка и другой сферой деятельности помимо школы: например, спортом, музыкой, в зависимости от его увлечений.
ВОПРОС Marysha
То, что специально для аутистов ничего нет, мы уже догадались
Вопрос, как адаптировать к школе, с учетом того, что специально для аутистов ничего нет?
В департаменте образования и здравоохранения говорят, что для аутистов все есть, а ведь наши дети, как никто другой нуждаются в адаптации и вам это хорошо известно.
И если уж совсем не по теме писать, то риторический вопрос, на который можете даже не отвечать:
Почему нашим детям ставят основными речевые диагнозы? Ведь основная проблема не в речи.
Из этого получается, что аутистов в Тюмени раз-два и обчелся и департамент образования говорит, что нас мало и поэтому специально для нас ничего не надо делать.
ОТВЕТ М.Г. Фомушкиной
Уважаемая Marysha, если родители замечают у своего ребенка аутистические черты характера, то они всегда могут обратиться к детским психиатрам и детским психотерапевтам амбулаторно-поликлинического отделения Тюменской областной клинической психиатрической больницы (ул. Герцена,74). Здесь принимают детей с любого возраста. Телефоны регистратур 50-66-17, 50-66-35
ВОПРОС Гость
Чем семейное обучение отличается от обучения на дому?
Если смысл обучения в том, чтобы таблицу умножения выучить, то да, можно учиться на дому. Но мы то хотели бы, чтобы наши дети стали полноценными членами общества и даже когда-нибудь устроились на работу, для этого, как мне кажется, все таки стоит попробовать учиться в коллективе.
Скольких аутистов знаю - все хотят общаться, просто делают это неуклюже, чем и вызывают насмешки сверстников.
ОТВЕТ М.Г. Фомушкиной
Уважаемый Гость при семейном обучении у ребенка есть возможность часть уроков посещать в школе, а часть дома. Основная адаптация ребенка с аутистическими чертами характера- это максимальное развитие его коммуникативных навыков, путем вовлечения его в круг общения различных людей в неформальной интересной для ребенка обстановке: посещение детских праздников, спектаклей, детских развлекательных центров, походы в гости и т.д. Но в меру, в зависимости от того как реагирует ребенок, каково его психическое состояние на данный момент.
М.Г. Фомушкина:
Уважаемые родители! Спасибо большое за интересные вопросы. В своих вопросах вы обозначили темы, которые Вас особенно волнуют в отношении психического здоровья детей. Я старалась максимально полно ответить на Ваши вопросы. Желаю Вам и Вашим ребятишкам здоровья, успешной учебы в школе, легкой адаптации в новом коллективе, а родителям - терпения, умения услышать своего ребенка.
Создам для Вас детские, корпоративные, свадебные, торты ко дню рождения и юбилею, к любому Вашему празднику!
Подробные условия