Главная /  Новости / Наши новости / Расширяем рацион малыша: полезные советы по введению прикорма
30 апреля 2025

Расширяем рацион малыша: полезные советы по введению прикорма

Расширяем рацион малыша: полезные советы по введению прикорма

 

Как известно, грудное молоко является наилучшим питанием для новорожденных. Однако по мере роста малыша его потребности возрастают. Появляются новые умения и навыки. А это означает, что молоко не может оставаться единственным источником питательных веществ и энергии. Речь идет о введении прикорма.

Введение прикорма — это естественный этап в развитии малыша. Но все-таки у каждой мамы найдется много вопросов, как прикорм организовать правильно. В каком возрасте лучше начинать вводить прикорм, в каком объеме, с каких продуктов – эти и другие важные вопросы по теме мы задали Яне Лукиной, сертифицированному консультанту по прикорму и грудному вскармливанию из Тюмени.  Яна ответила на самые волнующие вопросы, которые возникают у каждой мамы с началом введения прикорма малышу.

В каком возрасте лучше вводить прикорм? И как понять, что малыш готов к введению прикорма?

Касательно сроков введения прикорма существуют рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Оптимальным считается возраст 6 месяцев. Иногда педиатры рекомендуют начинать прикорм уже в 4 месяца. Однако на практике большинство детей готовы к расширению рациона питания только к 5,5-6 месяцам. Родителям важно наблюдать за малышом, отслеживать появление признаков, которые прямо или косвенно помогут понять родителям, что можно уже постепенно вводить прикорм. Однако стоит уточнить, что готовность ребенка определяется только совокупностью факторов. Поговорим о них подробнее.

В первую очередь мы фиксируем готовность желудочно-кишечного тракта. Это означает, что малыш пробует какой-то новый продукт, и мы не замечаем у него на этом фоне аллергических реакций, изменения стула и других нежелательных симптомов. В данном случае мы не говорим об истинной аллергии, скорее о неготовности его пищеварительной системы знакомиться с новыми продуктами. В таком случае у малыша может наблюдаться сыпь, рвота, излишнее газообразование, изменения стула в сторону поносов или, наоборот, запоров. И такая реакция обычно происходит не на какой-то конкретный продукт, а на все сразу.

Далее мы оцениваем готовность малыша с точки зрения развития его нервной системы.  Это понятие включает в себя несколько аспектов.

Во-первых, крайне важно сказать, что ребенок к моменту введения прикорма должен научиться сидеть. Не стоит кормить малыша полулежа. Желательно, чтобы малыш уже сидел самостоятельно или хотя бы умел сидеть с поддержкой.

Пальчиковый захват является вторым важным критерием развития нервной системы. Это некий сигнал для родителей, что малыш уже частично готов к введению прикорма, то есть он может пальчиками брать предложенную ему еду. Конечно, далеко не все детки в возрасте 6 месяцев имеют такой навык, однако пальчиковый захват однозначно будет важным фактором, сигнализирующим о готовности малыша для введения прикорма.

Еще один важный признак готовности малыша к прикорму – это угасание выталкивающего рефлекса корня языка. Данный рефлекс помогает совсем новорожденным детям вытолкнуть инородный предмет изо рта. Своего рода защитная реакция ребенка на внешний мир. В норме этот рефлекс должен угасать примерно к 6 месяцам. Конечно, у некоторых детей это случает немного позднее. Родителям стоит знать, что данный рефлекс не позволит начать вводить прикорм полноценно. Это тоже сигнал неготовности малыша пробовать твердую пищу.

Отдельно выделим пищевой интерес как важный фактор, свидетельствующий о готовности ребенка к началу введения прикорма. Если вы берете малыша за стол, и он тянется именно к еде, а не к ложке, то мы говорим о наличии пищевого интереса. Проверить это достаточно просто любой маме. Важно отметить, что в период активного пищевого интереса у малыша обязательно стоит вводить прикорм. Иначе такой активный интерес может быстро смениться нежеланием пробовать новые продукты.

С чего лучше начинать вводить прикорм?

Стандартов в этом вопросе не существует. Ни в одном пособии мы не увидим определения, с чего верно начать прикорм. Все очень индивидуально. Многое зависит от особенностей региона, в котором родился и проживает ребенок. Ведь нельзя не брать во внимание менталитет и кухню страны. Скажем, первые продукты для малыша в США и Японии будут значительно отличаться.

В нашей стране классически прикорм начинают с безглютеновых каш- рисовая, гречневая и кукурузная. Также наряду с кашами малышу активно предлагаются овощи в виде пюре. Отдаем предпочтение белым и зеленым овощам по принципу наименьшего риска аллергической реакции – кабачок, брокколи, цветная капуста, реже картофель.

Как мы уже упомянули выше, прикорм может быть в виде пюре, однако для развития жевательного навыка можно пробовать давать еду микродозами. С возраста 6 месяцев крайне важно начинать развитие жевательного навыка у малыша.

Если объяснять кратко, микродоза – это небольшой кусочек еды, который помещается между подушечками пальцев взрослого человека, а для жидких продуктов – примерно равняется одному глотку ребенка.

А что на счет аллергенов?

Согласно рекомендациям ВОЗ, существует окно толерантности в период примерно с 4 до 7 месяцев малыша. Иными словами, если в этот возрастной промежуток мы дадим ребенку аллергенный продукт, есть большая доля вероятности, что в будущем у него не будет аллергии на этот самый продукт.

Безусловно, важно оценить готовность ребенка в целом для введения прикорма с 4 до 7 месяцев. А также учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья каждого малыша.

 Не рекомендуем предлагать малышу слишком большие порции продуктов, которые потенциально могут вызвать аллергию. Лучше использовать микродозы. К примеру, можно дать небольшой кусочек белой рыбы или красный овощ. Лучше положить еду на тарелку, чтобы малыш дополнительно тренировал пальчиковый захват. Это крайне важно для развития нервной системы: когда малыш самостоятельно ручками берет и доносит еду до рта. Конечно, первое время у него не будет получаться идеально. Но такие тренировки помогают оттачивать навык.

Постепенно малыш перейдет на столовые приборы – детскую ложку и неострую вилку. Но если вы видите, что малыш предпочитает есть руками, сразу переживать не стоит. Каждому ребенку нужно пройти период знакомства с едой, в том числе тактильный, через ручки. Со временем все равно у малыша будет развиваться брезгливость, и он сам начнет использовать ложку и вилку. А родители помогут научить пользоваться столовыми приборами правильно.

Важное уточнение для родителей – стараться давать новый продукт малышу до 14-00. Это позволит отследить реакцию в течение дня.

Если мы говорим про питание малыша с общего стола, адекватные продукты мы можем давать ребенку для знакомства с пищей в микродозе. Конечно, речь не идет о консервированных или, скажем, жареных блюдах. Придерживаемся здорового рациона. Даже кусочек котлетки без обжаренной корочки можно предложить малышу в микродозе. Стоит уточнить, что до 1-1,5 лет малыш с удовольствием пробует новые продукты, поэтому как раз в этот временной промежуток можно знакомить его с разнообразными вкусами.

На смену безглютеновых каш и зеленых овощей приходят каши, содержащие глютен, а также оранжевые и красные овощи, к примеру, тыква и морковка, тушеная белокочанная капуста, мясное пюре (кролик и индейка предпочтительнее). Мясное пюре при это лучше давать и баночное, и домашнего производства. Так у малыша не будет привыкания в какому-то одному виду продукта.

Около 7 месяцев знакомим малыша с оливковым маслом, после 8 месяцев – сливочным маслом. После 8-9 месяцев – молочная продукция. Однако делаем это с осторожностью, так как молочные продукты могут вызывать аллергические реакции.   Лучше делать упор на чистые составы без сахара и других наполнителей.  По этому же принципу вводим в небольших порциях фрукты и ягоды, лучше отдавать предпочтительнее сезонным. 

Родителям малышей важно помнить, что до года любой прикорм расценивается как ознакомительный. А это значит, что перед нами не стоит задачи накормить ребенка, а лишь познакомить его с разнообразной пищей. Поэтому после прикорма вполне нормально докармливать малыша грудным молоком или смесью. Также в периоды болезни или прорезывания зубов, к примеру, у детей может ухудшаться аппетит, и они будут отдавать предпочтение молоку. Это также считается вариантом нормы.

Стоит уточнить, что порядок введения прикорма при грудном и искусственном вскармливании отличаться не будут. Принцип абсолютно такой же.

Какую посуду и стульчик для введения прикорма лучше выбрать?

В первую очередь, крайне важно сказать про безопасность малыша. Какой бы стульчик для кормления и посуду вы не выбрали, во время еды ни в коем случае нельзя отходить от ребенка, оставлять его в стульчике одного с едой. Родитель, который кормит малыша, должен внимательно следить за процессом. Дети в таком возрасте могут легко подавиться. Поэтому внимательно следим за тем, как жует малыш.

А что касается стульчика для кормления, тут выбор остается за родителями. Рекомендация эксперта – ставить стульчик к общему столу. Так пищевой интерес у малыша будет значительно выше. После года можно рассмотреть приобретение растущего стульчика, который помогает поддерживать малышам правильную осанку во время приема пищи.

На рынке детских товаров можно найти различные варианты детской посуды для первого прикорма. Из всего многообразия выделим, пожалуй, силиконовые тарелочки на присоске. Это очень удобный вариант посуды для кормления совсем маленьких детей. Посуды безопасная и не может разбиться во время приема пищи. Ведь первое время малыши воспринимают прием пищи отчасти как игру, поэтому легко могут перевернуть и опрокинуть тарелку на пол. По мере взросления ребенка можно использовать ту же посуду, из которой ест мама и папа. Совместный прием пищи из одинаковой посуды однозначно будут положительно сказываться на аппетите малыша. Ребенок будет чувствовать себя частью семейной трапезы.

Можно ли классифицировать введение прикорма по этапам?

Безусловно, существуют этапы прикорма, которые помогают малышу освоить данный процесс, перейти к общему столу и получать удовольствие от еды. Расскажем про них немного поподробнее.

Этап 1 - адаптационный

Начинается он ближе к 5-7 месяцам (сроки могут сдвигаться в зависимости от особенностей отдельного малыша) и заканчивается в 8-12 месяцев. К 8-9 месяцам почти все ферменты для переваривания прикорма уже активны. Конечно, у некоторых малышей ЖКТ созревает несколько позднее по ряду причин. Среди них можно выделить аллергию, недоношенность, частые срыгивания и прочее.

Задачи этого этапа:

- научить доносить пищу до рта;

- выплевывать, если не понравилось;

- пробовать разные вкусы семьи;

- учится пить из чашки, знакомить с ложкой/вилкой.

На первом этапе голода как такового у малыша нет, так как он насыщается у груди. Грудь (смесь) – это основное питание детей в таком возрасте. Но есть большой пищевой интерес, когда малыш, подражая родителям, тянется к тарелке.

Кстати, с пола еду не подбираем. Если на пол упала ложка-также не подбираем, берём новую (нужно заранее приготовить несколько запасных ложек). Это делается для того, чтобы предотвратить любимую малышами игру «я уронил – ты подбираешь». Самостоятельность поощряем. Испачкался стол, рот - берем салфетку и вытираем. Так приучаем малыша к чистоте.

Не переживайте, если малыш сначала будет выплевывать еду. Ведь для него это новые ощущения. А вот если малыш есть отказался, мама или папа могут доесть эту еду на глазах у малыша. Так мы подчеркиваем ценность еды.

Этап 2- энергетический прикорм

В основном начинается в 8-10 месяцев, но сроки могут сдвигаться, как мы уже упоминали выше. Это этап, когда малыш начинает наедаться энергетическим объемом пищи. Количество, энергетически значимое для малыша – это 1-2 столовые ложки. В основном, это 3 основных приема пищи и 2-3 питательных перекуса. К такому режиму постепенно приходим к 1 году. Грудное молоко (смесь), по-прежнему, являются основным питанием.

На этом этапе малыш уже собрал основную информацию о продуктах, которыми питаются в семье. Основная задача этапа: поддержание пищевого интереса. После того, как малыш попробует многое и познакомится с процессом принятия пищи, происходит снижение пищевого интереса.  Ребенок остается на жидком питании, то есть голода как такового он не испытывает, а интерес к пище с общего стола начинает угасать. Поэтому необходимо продолжать поддерживать пищевой интерес искусственно.

Малыш на данном этапе уже пробует есть самостоятельно. У него появляется своя посуда и стульчик для кормления. Крайне важно в период активного прикорма составить разнообразное меню для малыша. Помимо поддержания пищевого интереса мы можем с помощью еды помочь малышу восполнить дефициты витаминов и минералов, если таковые имеются.

Стоит отметить, что малыши в таком возрасте могут также отказываться от некоторых продуктов, а порой даже выбирать один конкретный продукт и пытаться насытиться им. Переживать по этому поводу тоже не нужно. Позвольте ребенку питаться интуитивно. Возможно, именно этот продукт нужен растущему организму именно сейчас.

Этап 3 – переходное питание

Данный этап может длиться до 2-2,5 лет. Дети в таком возрасте пробуют все новые продукты, улучшают навык использования столовых приборов. А вот количество грудного молока и смеси постепенно уменьшаются.  Они замещаются пищей с общего стола.

Так завершается процесс перехода на взрослую пищу. Однако отметим, что питание с общего стола по-прежнему должно включать в себя полезные продукты в рационе. Копченые, соленые и другие блюда, которые не отвечают критериям правильного здорового питания, малышу предлагать в таком возрасте не следует.

Как мы видим, процесс перехода от грудного вскармливания (смеси) до полноценного питания с общего стола может занимать до 2-х лет. Безусловно, каждый этап должен быть адаптирован мамой под своего ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и состояния здоровья.

В заключении советуем родителям не торопиться: малыш обязательно научиться есть столовыми приборами и будет полноценно обедать с вами за общими столом. У каждого ребенка своя скорость адаптации к новому питанию. А еще введение прикорма — это отличная возможность родителям пересмотреть свое питание, делать его более сбалансированным и полезным. Ведь когда малыш перейдет на общий стол, будет здорово, если рацион родителей позволит и ему есть эти продукты.

Юлия Карамушка

Расширяем рацион малыша: полезные советы по введению прикорма

 

Вся лента новостей

18 июня 2025

Ребенку со слипшимися пальцами помогли тюменские врачи