Вы когда-нибудь видели, что происходит с ребёнком, который вдруг начал видеть вокруг себя прошлое и варианты будущего? И ощущать себя фантастически могучим, ибо он может вершить судьбу – выбирать любой вариант будущего и создавать абсолютно уникальные собственные его варианты?!
Этот опыт ничем не заменить! Он необходим для того, чтобы ребёнок открыл себя, открыл в себе человека-могучего.
И для этого нужна одна простая игра. Она не требует от родителей никаких финансовых затрат и трудоёмкой подготовки. И даже ежедневной практики. Достаточно иногда в неё играть. Под настроение.
Начинать можно с 3-х летним ребёнком. Играть можно и с подростками, и со студентами, и со взрослыми. Но чем раньше начнёте, тем мощнее будет эффект.
Для малыша – это формирующий опыт на всю жизнь. Для подростка и взрослого – всего лишь упражнение на развитие изобретательского и креативного мышления.
Сейчас я покажу вам, как совершить это чудо с дошкольниками. Начну с нашей истории, а инструкция – ждёт вас ниже.
- Мама, расскажи сказку про старую кровать!
- Жила-была старая дубовая кровать. Она честно служила людям много лет, хорошо выполняла своё предназначение. Кстати, а что у кровати за предназначение? Зачем её человек придумал?
- Чтобы удобно было на ней спать!
- Вот! Людям очень удобно было на ней спать. Но потом она состарилась и стала скрипеть. И даже шататься, когда на неё по утрам запрыгивали мальчик и девочка, чтобы пообниматься с папой и мамой. Поэтому люди купили в дом новую кровать. А эту отправили в сарай. Да забыли про неё. Так она там и стояла, в пыли. Грустила. Ветшала. Мечтала, что придут люди и придумают ей новое будущее. И вспоминала своё прошлое. Чем она была до того, как её сделали кроватью? Может она была арбузом?
- Нет. Она была досками!
- Точно! Досками. Их доставили в мастерскую к краснодеревщику. Он и смастерил кровать! Она вспомнила, как пахло в мастерской и, какие были руки у этого человека – мозолистые и тёплые. Но ей захотелось вспомнить, а чем она была до того, как стала досками?
- Деревом, конечно!
- Точно! И она вспомнила, как была могучим дубом и росла в лесу. Как по ней прыгали белки и бегали муравьи.
- Щекотно!
- Как протягивала она свои ветки к небу, подставляя множество ладошек-листьев солнцу. Как мощно подымала из недр земли соки и гнала их к листочкам. Как делала облака и воздух для людей и животных. Очень была горда своей работой. И тут ей захотелось вспомнить своё детство! Как она родилась то? Совсем забыла, бедная!
- Да из жёлудя же, мама!
- Точно! Из жёлудя! Вспомнила, как лежала в земле, как напилась воды и силы набралась, как стебельком потянулась к солнцу, а корешком вглубь земли.
- Здорово!
- Согласна. Целая история получается - как жёлудь кроватью стал!
- А дальше?
- А дальше она пуще прежнего загрустила! Забыли о ней. Стоит в сарае без дела. Жучки в ней себе домики устраивают, ходы прогрызают. А ей хотелось чего-то большего! Как ей помочь? Что мы можем для неё придумать? Какое будущее?
- Можно распилить её на дрова и зимой она людей согреет!
- Можно! А если камина у них нет? Отопление у них газовое! Какое ещё будущее ей можно придумать?
- Можно из неё что-то полезное сделать.
- Что?
- А табуретку, или скворечники, или ящики для чего-нибудь, или домик в саду для игр мальчика и девочки!
- Отличная идея! Я думаю детям радость будет! Тогда у нас вот какой поворот истории: пришли в сарай мальчик с папой и решили кровать разобрать и смастерить из неё домик детский. Смастерили. Мальчик с девочкой очень любили в нём играть.
- А дальше?
- А дальше дети выросли, а домик состарился! И ему снова нужно новое будущее! Что предложишь?
- Можно разобрать и в лес доски уложить. На них грибы будут расти и разные насекомые домики сделают в них. Вместе они древесину разложат и будет удобрение для земли!
- Точно! А из земли новые цветы взойдут, травы, кусты или деревья! А ещё можно придумать полезное будущее, чтоб людей порадовать?
- Можно. Можно досками грядки огородить там, где грядки надо сделать повыше над землёй. И красиво будет, и удобно людям.
- Получатся бордюры такие, да? Отлично. А потом что с ними делать?
- Можно или в лес отнести, или там же оставить. Дерево перегниёт и грядку удобрит.
- Отлично, Софья! Да будет так, как ты придумала!
- УРА-а-а-а!!! Давай теперь про компьютер!
Такой игра у нас стала получаться, конечно, не сразу. Начинали с простого. Брали объект – например, дерево. Я спрашивала – чем оно было раньше? А чем может стать в будущем?
Если дочь не могла сформулировать ответ сразу, мы просто шли искать, наблюдать. Или я ей рассказывала сказки об устройстве биосферы. Читали книжки о природе. И снова играли. Речь у дочери развивается, в том числе и благодаря таким играм, очень быстро. Нам всё легче и интереснее играть.
Сегодня она выбрала в качестве объекта – компьютер. Стали играть. Без слишком глубокого погружения в детали, конечно.
Достаточно сообщить, какие функции сейчас может выполнять комп, и что раньше эти функции выполняли другие предметы. Вы только представьте, как у дочери глаза распахиваются, когда она открывает прошлое компьютера.
Называем ребёнку функцию – считать, например. И просим угадать – какой рукотворный объект это может делать? Дочь тут же вспоминает калькулятор. Называем функцию – печатать тексты. Дочь вспоминает печатную машинку. И так далее.
Как она на меня смотрела, когда осознала, что комп раньше был множеством разных предметов, а человек придумал всё это соединить в одну систему, а потом смог эту систему ещё и уменьшать в размерах! А что же будет дальше?!
Хотя, в техническую сферу я пока предпочитаю не погружать ребёнка. Только если она сама выбрала технически сложный объект. Мы пока концентрируемся на природных объектах. Почему – не тема этого поста. И так уже длинно вышло.
Так вот, ИГРА ИДЕТ ПО ТАКОЙ ПРИМЕРНО СХЕМЕ:
🔸 Для начала выбираем простой объект. Можно ложку. Кубик. табуретку. Любые рукотворные объекты, окружающие ребёнка. Ещё мощнее будет эффект, если выбирать природные объекты: дерево, цветок, яблоко, песок. Попробуйте, сами и поймёте почему.
🔸 Далее задаём вопрос: Чем объект был раньше?
🔸 Если необходимо – рассматриваем объект. Трогаем, сравниваем, ищем похожие объекты.
🔸 Когда выяснили прошлое, переходим к будущему. Задаём вопрос: Чем объект может стать в будущем? Что из него можно сделать? Как его можно улучшить? Во что его можно превратить?
🔸 Придумываем, фантазируем, шутим.
🔸 Прекрасно, если найдётся возможность поэкспериментировать и что-то с объектом сделать!
Тут отлично подходят биообъекты. Начиная от продуктов питания (создаём будущее для яиц – яичница, будущее для содружества продуктов – пирог) и заканчивая семенами/черенками/луковицами растений.
Ну, и игрушки, и всякие вещички. Берём игрушку, выясняем прошлое, набираем побольше вариантов будущего, выбираем доступный нам и воплощаем!
Вчера дочь превращала кубики в башню. Завтра решила превращать втулки от туалетной бумаги в снежинки.
Можно было бы просто сидеть и мастерить – что-нибудь из чего-нибудь. Это обычно называют творчеством. Но это больше похоже на хаотичный подбор вариантов и копирование лайфхаков из интернета.
А стоит то же самое сделать в виде игры с прошлым и будущим, как хаотичные мастерилки превращаются в фантастически опыт, формирующий личность ребёнка!
Ну, вы только представьте это его детским мозгом – ребёнок считывает прошлое с объекта! А потом видит его будущее и даже может придумать объекту невиданное ещё никем будущее. А круче того – ещё и создать это будущее самому!
И не изобретателем он себя в этот момент чувствует, а вершителем будущего! По нашему с вами - почти Богом! А с виду – простая игра из набора ТРИЗ-педагогики.
Вера Писаренко
Полезна: 0 голосов
Не полезна: 0 голосов
Предлагаем почитать