Вы, наверное, тоже обращали внимание в детском магазине на красивые коробки с надписью "нейропсихологическая игра". Чем отличаются такие игры от обычных настольных, кому они полезны? Мы попросили рассказать об этом психолога и нейропсихолога Ольгу Новикову. Конечно, несколько хороших нейропсихологичских игр для дошкольников и младших школьников мы в этом материале обязательно посоветуем!
В широком смысле это игры, которые используют детские нейропсихологи на своих коррекционно-развивающих занятиях. Для удобства поиска (настольных игр сейчас выпускается огромное число) и чтобы не утонуть в этом потоке специалистам и родителям, используется уточнение "нейропсихологические". Они направлены на развитие:
Важно не забывать, что дети развиваются в первую очередь играя, получая удовольствие от взаимодействия с другими, соревнуясь, стараясь победить, учитывая свои ошибки на будущее.
Так как в поле зрения нейропсихолога попадают чаще всего дети с трудностями обучения и проблемами поведения, кому трудно бывает сосредоточиться на уроке, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, то становится понятным, что круг таких детей достаточно широк. А также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. Если указано, что игра нейропсихологическая, то обязательно в правилах описано, для кого она будет наиболее полезна и детям какого возраста рекомендована. Чаще всего это возраст от пяти лет и старше. Так что такие игры родители могут покупать и без рекомендаций специалиста — они в любом случае полезны и интересны.
Обычно их авторами являются практикующие нейропсихологи, которые придумали и подобрали материал, опираясь на свой опыт работы. А часто в какой-то степени соавторами становятся сами дети, с которыми мы работаем. Их фантазия и идеи вдохновляют на создание новых игр.
5 хороших нейропсихологических игр
Вот несколько проверенных игр, составленных психологами и нейропсихологами, от издательства "Генезис".
"Почеши мне спинку"
От того, насколько хорошо ребёнок знает и воспринимает буквы, символы, знаки зависит в конечном итоге успешность обучения. Эта игра предлагает осваивать их не только через зрительное восприятие, но и телесно! Задача: один ребёнок "рисует" пальцем на спине другого, а тот отгадывает, что же было изображено. Чтобы было интереснее и полезнее, авторы предлагают выводить не только знакомые буквы и цифры, но и, например, графические мотивы. Кстати, играть будет интересно и большой компанией!
Такие игры давно используются специалистами — нейропсихологами, логопедами, педагогами — и доказали свою результативность.Рекомендованный возраст 5+.
"Шляпы, крылья, две клешни"
Игра, во время которой можно пообщаться с… инопланетянами, причём из совершенно разных систем. Вытянув карточку, на которой изображен житель другой планеты, ребёнок должен его правильно поприветствовать. И вот тут важно быстро среагировать и не ошибиться: одному нужно сказать "бонжур" и при этом левой рукой схватиться за правое ухо, а вот другому потребуется совершенно не похожее приветствие.
Игра развивает скорость реакции, внимание, память, пространственные представления. Ребёнок учится регулировать собственную деятельность, преодолевать импульсивные реакции. Рекомендованный возраст 5+.
"Четыре ключа"
В дальней башне волшебного замка спрятаны сокровища. Башня закрыта на 4 замка, и чтобы открыть их, нужно получить 4 ключа. А для этого надо выполнить 4 непростых задания (разного типа: копирование, воспроизведение образца по памяти, преобразование изображения и выполнение задания по словесной инструкции). Только внимательные и настойчивые герои смогут достичь цели!
Игровой набор разработан для поэтапного формирования пространственных представлений, внимания, памяти, умения действовать по инструкции. Рекомендованный возраст 5+.
"Раз, два, три! Сравни и забери"
Как подготовить семью к выезду на дачу? В машину помещается не больше трёх человек, трёх домашних питомцев и трёх горшочков с растениями. Задача — быстрее соперников найти среди разложенных на столе карточек комбинацию из трёх карт, которые различаются по одному, двум или трём признакам, и взять их, перед этим ещё и выполнив задание. Кто соберет больше всех карт, тот и выиграл!
Игра развивает внимание, память, мышление, зрительное восприятие, речь. Помогает преодолевать импульсивность, осваивать операции сравнения, различать изображения по признаку "полное — частичное совпадение".Рекомендованный возраст 5+.
"Попробуй повтори!"
Вытянув карточку, надо постараться воспроизвести то положение рук или позу, которые на ней изображены. Думаете, это просто? Вовсе нет, растеряться может и взрослый! Игра весёлая и полезная.
Способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию.Рекомендованный возраст 5+.
Ольга Новикова, клинический психолог, нейропсихолог, составитель игр, постоянный эксперт издательства "Генезис"
Натуральная детская косметика состоит из натуральных 100% органических масел высочайшего качества, натуральных гидролатов
Подробные условия