Встречались Вам такие? Наверняка.
Обычно лет до 3-3,5 детям важен только процесс игры и их совершенно не беспокоит, проигрывают они или выигрывают. Поэтому с малышами играть в любые игры достаточно просто. Они просто играют, например, в домино, мало беспокоясь о соревновательности игрового процесса.
Примерно после четырех лет дети начинают иначе относиться к играм. Появляется соревновательность, дети стремятся к выигрышу. Им становится очень обидно, когда они проигрывают. Очень часто дети болезненно реагируют на проигрыши в играх, конкурсах, викторинах. Особенно тогда, когда победитель получает приз, пусть даже и символический. А так как такого рода конкурсы частенько проводятся на детских праздниках и днях рождения, то без слез пары гостей редко обходится.
Что же делать? Некоторые родители, играя с ребенком в игры, всегда поддаются, давая возможность ребенку только выигрывать. Другие играют только «по-честному», приучая ребенка к суровой реальности. Очень трудно найти золотую середину. И долго.
Первые разочарования, связанные с проигрышами, можно смягчить, дав возможность ребенку за одну игру неоднократно выиграть и проиграть. При этом, важно, чтобы ребенок обязательно и выигрывал, и проигрывал и (если это предусмотрено) получил небольшие призы.
Как же организовать игры, в которых каждый получит какие-то небольшие призы?
Организуйте, например, лотерею. Причем не простую, а многоступенчатую, где путь к призам совсем не простой. Купите пару десятков призов (если вы ограничены в средствах, то прекрасно подойдут канцелярские товары, которые вы и так покупаете регулярно: карандаши, краски, ластики, точилки, блокнотики, мелки и т.д.).
Разложите призы на столе и каждому призу присвойте номер. Подготовьте билетики для лотереи. Однако, наша лотерея не будет беспроигрышной, ведь наша цель – учить ребенка не только выигрывать, но и проигрывать. Поэтому подготовьте и пустые билеты (оптимальный вариант – равное число выигрышных билетов и без выигрыша).
Но получить билетик не так-то просто! Сначала нужно отгадать загадку. Ведущий загадывает участникам лотереи загадки, отгадавший имеет право вытащить билетик. Участников лотереи не должно быть много (если это дети, то достаточно трех-четырех участников).
Основной смысл такой многоступенчатой системы выигрышей в том, что ребенок радуется от того, что отгадал загадку и таким образом ему легче пережить разочарование от того, что он не получил приз в лотерее.
Не буду вас обнадеживать и говорить, что один раз сыграв в такую игру, ваш ребенок научится проигрывать. Конечно, нет. Но первый шаг вы сделали.
Автор Юля Гусева психолог, кандидат психологических наук
Полезна: 5 голосов
Не полезна: 0 голосов
Предлагаем почитать